УТВЕРЖДЕНА
приказом Минобразования России
от 18.12.2002 № 4452
МЕТОДИКА
применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в
образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального
образования Российской Федерации
1. Дистанционное
обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при
которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие
обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и
распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий,
прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология,
интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных
видов технологий.
2. Целью дистанционного
обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства
или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных
профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования
(далее - образовательные программы) соответственно в образовательных учреждениях
высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (далее - образовательные
учреждения).
3. Образовательный
процесс с использованием дистанционного обучения осуществляется образовательным
учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования,
в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном
учреждении повышения квалификации проводятся с отрывом от работы, без отрыва от
работы с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения 1 .
Образовательное
учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть
своих обособленных структурных подразделений - филиалов и представительств 2 .
4. Филиал образовательного
учреждения осуществляет свои функции в установленном порядке.
5. В целях
оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных
программ непосредственно по месту их работы и месту жительства высшее учебное заведение
вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников
высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства3.
Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием
субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых
находится представительство.
6. Образовательное
учреждение может реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием
в частичном или полном объеме дистанционного обучения. По отдельным направлениям
(специальностям)4
и профилям программ дополнительного профессионального образования может вводиться
ограничение на их освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
Образовательные программы признаются реализуемыми с использованием в полном объеме
дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% объема часов учебного плана
обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. При
этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования
посредством дистанционных образовательных технологий реализуется не менее 80% объема
часов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных
дисциплин.
Организация учебного процесса по очной форме получения образования с использованием
в полном объеме дистанционного обучения допускается с учетом установленных требований
к организации учебного процесса по данной форме получения образования.
7. Лицам, поступающим
в образовательное учреждение на обучение по образовательным программам, реализация
которых осуществляется с использованием в полном объеме дистанционного обучения,
предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.
8. Права и
обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием
дистанционного обучения, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии
с той формой получения образования, на которую они зачислены.
9. Наряду с
традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного
обучения используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные
учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы,
включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы,
компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные
видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным
каналам связи.
10. В качестве
основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически)
проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие
современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию
соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов основных
образовательных программ определенного уровня или требованиям к содержанию дополнительных
профессиональных образовательных программ.
База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей
фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий,
укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров,
справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими
изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими
научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
11. При дистанционном
обучении образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность
доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу
в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной
программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения,
иным средствам дистанционного обучения в базовом образовательном учреждении, филиалах,
представительствах и индивидуально образовательное учреждение использует средства
телекоммуникации.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально
образовательное учреждение может предоставлять ему эти средства на условиях и в
порядке, предусмотренных действующим законодательством.
12. При дистанционном
обучении образовательное учреждение осуществляет научную и учебно-методическую помощь
обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с использованием
средств телекоммуникации.
13. Текущий
контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением
или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное
тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная итоговая
аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
14. Профессорско-преподавательский
и преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, может состоять
из педагогических работников образовательного учреждения, его филиалов, проживающих
в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически
средствами телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и осуществляющих
консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся
по заочной форме обучения в представительствах в сетевом режиме с использованием
телеко ммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения педагогических
работников.
15. Образовательное
учреждение может по одной или нескольким реализуемым им образовательным программам
организовать образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного
обучения в сети своих филиалов и осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости
и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах,
обеспечив единство образовательного процесса.
16. Для подтверждения
возможности реализовать одной или нескольких образовательных программ с использованием
в полном объеме дистанционного обучения образовательное учреждение5 может обратиться
в Минобразование России с заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии
со следующими и иными требованиями настоящей методики:
наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине
либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов учебно-методических материалов
с использованием мультимедийных средств);
наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота (в т.ч.
электронного), полностью обеспечивающей администрирование образовательного процесса;
наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной
среде;
наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний обучающихся.
В этом случае
объем требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, при проведении проверки
и порядок ее проведения устанавливаются Минобразованием России с учетом типа образовательного
учреждения и особенностей используемой дистанционной образовательной технологии.
При организации проверки целесообразно участие государственных органов управления
образованием субъектов Российской Федерации, а для образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования - также федеральных ведомственных органов управления
образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
Отсутствие подтверждения такой готовности не лишает образовательное учреждение права
реализовывать образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного
обучения.
17. Образовательное
учреждение осуществляет в установленном порядке прием на обучение по образовательным
программам, переводы и отчисление обучающихся.
18. При организации
дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и внутреннее
делопроизводство вести в электронном виде с применением положений Федерального закона
от 10.01.2002 № 1-Ф3 "Об электронной цифровой подписи".
19. Количество
и пропускная способность каналов телекоммуникации, оснащенность учебного процесса
специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным),
средствами доставки знаний обучающимся в образовательном учреждении, филиалах и
индивидуально должны в реальном режиме времени или в записи обеспечивать возможность
реализации дистанционного обучения.
20. Образовательное
учреждение может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки обучающегося по каждому
направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое
обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.
При этом все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами, оснащенными для
дистанционного обучения с учетом сменности.
Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся возможность доступа к
средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
21. Для проведения
предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий образовательное
учреждение предоставляет обучающимся возможность участия в этих занятиях реально,
либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа или
работа в лаборатории удаленного доступа).
22. В зависимости
от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению
необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих
проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными
образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать
установленным требованиям.
23. Образовательное
учреждение обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебной и производственной
практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные
практики обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и (или) дистанционного
обучения.
Производственные практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся
проходят, как правило, традиционно.
24. Образовательному
учреждению рекомендуется организовывать профессиональную переподготовку или повышение
квалификации: профессорско-преподавательского состава - для преподавания в новой
информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала
- для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах,
с объёмом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.
25. Для образовательного
учреждения (филиала), реализующего образовательные программы с использованием в
полном объеме дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся
рассчитывается и фиксируется в лицензии образовательного учреждения с учетом применяемой
дистанционной образовательной технологии.
_____________________________________
1 - Постановление
Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 "Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов" - Собрание законодательства Российской
Федерации от 03.07.1005 № 27, ст. 2580.
2 - Здесь и
далее понятие "представительство" образовательного учреждения относится
исключительно к представительствам высших учебных заведений.
3 - Постановление
Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 "Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем
образовательном учреждении) Российской Федерации" - Собрание законодательства
Российской Федерации от 16.04.2001 № 16, ст. 1595.
4 - Из числа
тех, по которым получение высшего профессионального образования в форме экстерната
не допускается.
5 - Из образовательных
учреждений дополнительного профессионального образования Минобразование России может
подтверждать готовность реализовать образовательные программы с использованием в
полном объеме дистанционного обучения тех образовательных учреждений, которые находятся
в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также иных образовательных
учреждений дополнительного профессионального образования по аккредитованным образовательным
программам.