М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О
В А Н И Я И Н А У К И
Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
(Минобрнауки России)
П Р И К А З
“ 01 ” марта 2005 г.
№ 63
О порядке разработки и использования
дистанционных образовательных технологий
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в
редакции Федерального Закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120; №
33, ст. 3348; 2002, № 7, ст. 631; № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517; 2003, № 2,
ст. 163; № 28, ст. 2892; № 50, ст. 4855; 2004, № 10, ст. 835; № 27, ст. 2714; №
30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, №1, ст.25)
п р и к а з ы в
а ю :
1. Утвердить прилагаемый порядок разработки и использования
дистанционных образовательных технологий.
2. Считать утратившим силу приказ Минобразования России от 18
декабря 2002 г. № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных
образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных
учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования
Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2002 года,
регистрационный № 4071).
3. Контроль за
исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
А. Фурсенко
Приложение
Утверждено
приказом Минобрнауки России
от « 01 » марта 2005 г. № 63
ПОРЯДОК
разработки и использования дистанционных
образовательных технологий
1. Настоящий порядок устанавливает правила разработки
дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) и их использования
образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования и образовательных программ профессионального
образования (далее - образовательные программы).
2. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в
основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при
опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии
обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации
от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от
13 января 1996 г. № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26,
ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; 2004, № 27, ст. 2714; № 35, ст. 3607).
3. Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы
разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами
(государственными требованиями).
4. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является
предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ
непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания
(нахождения).
5. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех
предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения
образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных,
лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики),
текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и
практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с
обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и
практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным
учреждением.
Образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по
профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней),
заочной форме и форме экстерната не допускается, вправе использовать ДОТ при
реализации профессиональных образовательных программ только по общим
гуманитарным и социально-экономическим, математическим и общим
естественно-научным дисциплинам.
6. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии
у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного
персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально
оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать
образовательные программы с использованием ДОТ.
7. Образовательное учреждение может реализовывать образовательные
программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений
(филиалы).
8. Поступающие в образовательное учреждение на обучение по
образовательной программе с использованием ДОТ должны подтвердить в письменной
форме свое согласие на обучение с использованием ДОТ.
9. Образовательное учреждение при реализации образовательных
программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного
процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в
соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной
цифровой подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2,
ст.127).
Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных
документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
10. При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает
доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал
к учебно-методическому комплексу, (на бумажном или электронном носителях),
включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план
обучающегося, программу предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по
предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие,
тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические
рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины,
учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные
(дидактические) пособия и задачники - позволяющему обеспечить освоение и
реализацию образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть
при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и
словарями, периодическими отраслевыми и общественно-политическими изданиями,
научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочных
систем, электронных словарей и сетевых ресурсов.
11. Содержание учебно-методического комплекса должно
соответствовать государственным образовательным стандартам или соответствующим
требованиям к минимуму содержания дополнительного образования и уровню
профессиональной переподготовки при наличии таковых.
12. Образовательное учреждение устанавливает порядок и формы
доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации
образовательных программ с использованием ДОТ.
13. Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ
при реализации образовательных программ организует повышение квалификации
руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в
том числе работающих в филиалах и представительствах).
Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения,
использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне
места нахождения образовательного учреждения (филиала, представительства),
может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных
технологий.
14. Образовательное учреждение при использовании ДОТ организует
учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий.