Гаврилов Н.А. Проректор  по информационным технологиям Пермского областного института повышения квалификации работников образования

Для ссылок на публикацию:

   Гаврилов Н.А. «Оценка эффективности дистанционных технологий обучения» Вестник ПОИПКРО № 3(2007) г.Пермь 2007 г.,издание ПК ИПКРО стр 15-23

 

 Оценка  эффективности дистанционных технологий обучения

 

    Дистанционное обучение (ДО) – обучение  ,   при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов

    Дистанционное проектирование (ДП) -  применение  проектных методов обучения   при использовании  дистанционных технологиях обучения.

      Дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования уже перестало быть инновацией и становится неотъемлемой частью  методического многообразия различных форм обучения. На сегодняшний день актуальной становится проблема эффективности дистанционных методов. Такие недостатки,  как отсутствие реального контроля за обучающимся, неявный конечный результат обучения, неразвитая рефлексия,  потому что ДО обладает низким уровнем субъектности, не позволяют  интенсивно внедрять дистанционные  методы в процесс повышения квалификации.

       В связи с этим  возникает вопрос  о новых эффективных методиках, позволяющих компенсировать недостатки ДО с   и  повысить эффективность  обучения с использованием современных методов обучения.

   Одним из вариантов реализации  может стать применение методики дистанционного проектирования, позволяющей  нейтрализовать недостатки, присущие традиционному проектированию, осуществляемому в очном обучении, такие как высокий уровень эмоционального напряжения слушателей,   требования одновременной проектной работы «здесь и теперь» значительного количества слушателей, представляющих различные профессиональные позиции, и реализовать на практике эффективную дистанционную модель повышения квалификации.

        Для реализации в рамках  образовательного учреждения (ОУ)   модели дистанционного проектирования необходимо соответствующее программно-методическое обеспечение  в качестве механизма, с помощью которого реализуется образовательный процесс с использованием  дистанционных технологий (ДТ). В результате анализа различных видов программного обеспечения (ПО) ,сформулированы требования к ПО , предназначенному  для целей внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Это: простота  и удобство интерфейса ,простота в освоении ПО, требующая знаний  и умений  на уровне пользователя компьютера среднего уровня., открытость программного кода, отсутствие  необходимости  установки дополнительных программ для  функционирования созданного продукта, WEB-совместимость ( совместимость  с различными  браузерами),универсальность ( возможность совмещения с  различными обучающими системами),незначительный объем ( компактность),возможность создания сетевых  вариантов продукта без значительных изменений и высокой скоростью работы в сетевых вариантах ( Интернет),обеспечение автоматизации всех процессов структурирования  учебного материала., обеспечение  полного цикла  самостоятельной работы с создаваемым КДО, обеспечение «на выходе» готового продукта, не требующего  специальной доработки и пригодного к включению в образовательный процесс.

С точки зрения эффективности учебного процесса КДО должен выполнять следующие функции:

-          Эффективно управлять деятельностью обучаемого при изучении учебной дисциплины

-          Стимулировать учебно-познавательную деятельность

-          Обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности

-          Рационально сочетать различные технологии представления учебного материала ( текст, графику, аудио, видео, анимацию)

-          При размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и пр. на основе коммуникационных технологий

      Исходя из  выбранной в  Пермском областном региональном институте повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) модели  ДО, финансовых, ресурсных, кадровых возможностей,  были сформулированы    дополнительные  требования  к   ПО  по созданию КДО:

         ПО должно обеспечивать массовый процесс создания КДО

         Продуктом  работы с ПО  является КДО, предназначенный для обучения   с использованием  Кейс -технологий.

         Продукт должен  иметь свойство интеграции в сетевой вариант.

         Продукт Должен быть компактен

         Создание и использование продукта не должно требовать значительных финансовых затрат.

         Продукт должен быть прост в обращении и содержать  методически направляюще рекомендации по  формированию технической и содержательной составляющей.

        Таким образом,   на   основе  вышеперечисленных требований сформулирована идеология создания  программно-методического комплекса (ПМК).   На основе сформулированных   требования автором был разработан и внедрен в образовательный процесс повышения квалификации  ПМК «Технология создания Курсов дистанционного обучения».ПМК зарегистрирован в отраслевом фонде алгоритмов и программ и внесен в  государственный реестр неопубликованных документов.

   Реализация ПМК в пределах образовательного учреждения позволяет одновременно:

ознакомится с методикой ДО, ознакомиться с методикой  создания КДО, ознакомиться с методикой  реализации КДО, реализовать на практике  методы дистанционного  проектирования

         Экспериментальная апробация ПМК проводилась в нескольких режимах, позволяющих проверять и анализировать  эффективность методик ДО:

         Режим создания курсов дистанционного обучения преподавателями и методистами института повышения квалификации

         Режим    создания курсов дистанционного обучения  слушателями курсов повышения квалификации (педагогами)  в процессе обучения.

         Режим обучения    слушателей   курсов повышения  квалификации   с применением дистанционного проектирования   и использованием  курсов дистанционного обучения, созданных с помощью  ПМК.

                   Выбраны две  модели  ДО :

- с использованием Кейс- технологий (КТ)

-с использованием сетевых технологий (СТ)

      Для каждой модели был подготовлен адекватный ей комплект средств обучения. Так, для реализации Модели КТ  был разработан комплект средств обучения, которые включал  в себя: учебную программу  ,план-конспект лекций по темам учебной программы   ,комплект презентаций – 6 ,тесты  , анкеты ,виртуальные тренажеры-2 ( размещены на сервере Пермского классического университета  www.cde.perm.ru),практические задания 

     Организационно- методический блок содержательно включает в себя информацию о целях, задачах дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебную программу; краткую характеристику содержания тем учебной программы, порядок  и рекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса; обзор литературы, формы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с преподавателем. 

     Инфомационно- обучающий блок состоит из  модулей по объему  равным учебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа. Каждый модуль сопровождается тестами для самопроверки, а  весь блок- итоговым тестом по курсу  и  экзаменационными билетами по курсу. Гипертекстовые ссылки, имеющиеся в учебном  тексте, дают  возможность слушателю знакомится со специально созданной электронной хрестоматией по тематике курса, а также информационным ресурсам ИНТЕРНЕТ.

      Электронная хрестоматия представляет собой структурированный набор фрагментов из альтернативных учебных пособий, статей,  компьютерных обучающих программ и другой информации по тематике дисциплины, а также дополнительной учебной и  факультативной  информацией.

      Кроме того, практические задания,  разработанные к каждой теме обеспечивают реализацию проектного метода обучения. Выполненные в соответствии с графиком учебы они пересылаются преподавателю   по электронной почте для проверки и обсуждаются в виртуальной учебной группе .

      Идентификационно - контролирующий. Итоговый контроль осуществляется путем   экспертного  анализа работ ,представленных слушателями. Итоговой работой является Курс дистанционного обучения по теме.

 ПМК « Технология создания КДО» размещен и также на сервере ПОИПКРО( http://poipkro.perm.ru  в разделе «дистанционные курсы повышения квалификации» и может быть реализован в  сетевом варианте.

           Организация эксперимента по ДО в соответствии с   выбранной моделью проводилась следующим образом.  Комплект средств выдавался слушателям  на установочных занятиях.  В процессе самостоятельной работы дидактическое взаимодействие со слушателями обеспечивалось телефоном , электронной почтой, общением в сети «Интернет».  Итоговое занятие производилось в очной форме. Контрольные кластеры слушателей выявлялись в ходе обучения и дифференцировались по принципу  участия либо неучастия в определенном этапе работы над проектом и обучения.

     В учебном процессе использовались следующие организационные формы проведения занятий: установочные лекции, консультации (очные и дистанционные с использованием телефона и электронной почты, а также в виде форума на сайте),итоговые занятия, очное и дистанционное тестирование с использованием электронной почты, очный и дистанционный контроль  выполнения и защита  проекта

   Перечисленные формы использовались в различном сочетании в зависимости от наличия доступа слушателей к соответствующим  информационным технологиям.

      Рассмотрим некоторые методические вопросы проведения эксперимента, отражающие особенности ДО. 

     Независимо от модели обучения необходимо было  оценивать качество подготовки  слушателей . В связи с этим  встал вопрос об аттестации.

В соответствии с методикой был установлен конкретный порядок проверки знаний слушателей.  Контроль знаний    осуществлялся в следующих формах: защита  проекта, собеседование,   тестирование,   и работа с тренажерами (очное и дистанционное с использование ИНТЕРНЕТ).  

Кроме перечисленных форм были применены  инновации в виде  дистанционный контроля  выполнения   работы   над проектом в соответствии с выработанной методикой

    Дистанционный контроль осуществлялся путем контроля над своевременностью и полнотой выполнения работы  в виде анализа присланных файлов по электронной почте, а также сетевых консультаций по электронной почте и в форумах.

 Условием допуска к  итоговому занятию  было предварительное промежуточное представление  отдельных элементов проекта.

  Процесс защиты  проекта  проводится  путем  совместного с участниками обучения  обсуждения    результатов     работы конкретного слушателя.

Оценка проекта осуществлялась в соответствии с разработанной оценочной таблицей в баллах.

 В целом, можно указать отдельные ориентировочные номинативные принципы для определения оценок в следующей формулировке:

 «Отлично» -оценка знаний слушателя, который свободно владеет :

         Понятийно-терминологической базой дисциплины и знает значение наиболее часто используемых аббревиатур.

         Четко увязывает теоретическое познание дисциплины с реальной практикой, т.е. знает  основные характеристики   дистанционных технологий и требования к, предъявляемые к КДО.

         Выполнил все требования и условия, предусмотренные ПМК для  реализации проекта.( от 70 до 100 баллов по оценочной шкале( таблица № 1)

· «Хорошо» - оценка знаний слушателя, который  владеет понятийно-терминологической базой дисциплины, может увязать теоретическое познание дисциплины с реальной практикой. Отдельные элементы проекта выполнены некачественно либо частично .( от 50 до 70 баллов по оценочной шкале( таблица№1 )

· «Удовлетворительно» - оценка знаний слушателя, который в большей части владеет, с небольшими изъянами, понятийно-терминологической базой дисциплины, имеет представление о внутренней логике дисциплины, представленной в виде учебной программы, .Частично выполнил требования ,предъявляемые к проекту. Не выполнил отдельных элементов проекта.( Ниже 50  баллов по оценочной шкале( таблица№1 )

· «Неудовлетворительно»  - слушатель  не предоставивший проекта, либо представивший проект, оцененный ниже 20 баллов по оценочной шкале

    В ходе работы над методикой обучения с использованием ПМК была разработана и  использована оценочная шкала, позволяющая учитывать промежуточные результаты работы над проектом и  объективно оценивать отдельные элементы проекта:

          Таблица 1.

Элемент проекта

Оценка в баллах

 

Продолжительность работы над элементом./критерий полноты и завершенности работы

Способ представления элемента проекта

1.Создание  учебного  плана курса с полной структурой и информационным блоком

 5

2дня

Учебный план КДО,сформированный в виде файла

Отправка тьютору по электронной почте файлов навигационной структуры и информации, либо представление координатору на дискете

2.Формирование глоссария

 10

1 день

Глоссарий, сформированный в виде группы файлов

 Отправка тьютору по электронной почте файлов навигационной структуры и информации, либо представление координатору на дискете

3.Формирование контента в виде модулей

 20

22 дня

Контент курса в виде структурированных файлов

 Отправка тьютору по электронной почте файлов навигационной структуры и информации, либо представление координатору на дискете

4.Формирование тестов по модулям

 15

3 дня

Тесты ,составленные в специальной программе по каждому модулю

 Отправка тьютору по электронной почте файлов навигационной структуры и информации, либо представление координатору на дискете

5.Формирование вспомогательных блоков

 5

3 дня

Файлы вспомогательных блоков

Отправка  по электронной почте файлов вспомогательных блоков

6. Самотестирование КДО

 5

4 дня

Полностью функционирующий КДО

 Самостоятельная проверка работоспособности созданного проекта.

7.Презентация проекта

 40

Очная форма в виде семинара, полноценная презентация проекта с демонстрацией всех элементов.

Представление готового проекта

Итого :100

 

     В ходе эксперимента по обучению  слушатели были разделены на 8 групп. Анализ данных  обучения показывает, что на первом этапе в процессе обучения ( группы 1 и 3) отсеивается порядка 34-40% слушателей, что превышает в среднем  % по отчислению на дистанционных курсах (20%).  Согласно выявленного опроса, отчисленные на начальном этапе не воспринимают информационную технологию и методику использования ИКТ в образовательном процессе  по психологическим причинам. Однако среди продолживших   доля представивших качественные проекты, оцененные  положительно довольно высока ( около 80% )   . Подобное распределение указывает на то, что, во первых, для внедрения ИКТ вообще и данной методики в  частности очень важен фактор психологического преодоления сложности, во вторых, преодолев этот фактор, слушатели включаются в работу  и доводят до конца начатый проект. Это подтверждает  следующий факт: перед началом обучения проводилось тестирование ,в результате которого выявилось, что от 75 до 90 % обучаемых не владеют специальными навыками работы на компьютере ( только базовое умение ),но в процессе обучения они быстро осваивают систему и включаются в работу по реализации проекта. Специально подготовленные слушатели ( учителя информатики и имеющие опыт работы со специальными программами) начинают творческое освоение продукта и вносят в  продукт  свои изменения, адаптируя его к потребностям учеников.  

    При проведении предварительного  собеседования, в ходе которого выявляются  психологическая подготовка  слушателя, умения, навыки, внутреннее желание  использовать новые технологии ( группы 2 и 4)  также отсеивается порядка 34-40 % слушателей ,однако продолжившие обучение  показывают  высокие результаты   и ,как правило доводят проект до завершения.

Таким образом, сделан вывод, проведение  собеседования в рамках обучения с применением  дистанционных технологий, повышает эффективность обучения, позволяя исключить на предварительном этапе неподготовленных  слушателей.

         В числе продолживших обучение процент специально подготовленных незначителен ( 20%),что позволяет сделать вывод о психологической природе нежелания  участвовать в  реализации обучающего проекта с использованием дистанционной технологии, а не об уровне предварительной подготовки и специальных знаниях в области ИКТ.

 Дополнительно к группам 1-4 было проведено обучение слушателей  в режиме создания проектов, не связанных с применением ПМК, но основанных на проектной методике  ( группы 5-8)

     В ходе обучения всем участникам было предложено на выбор две модели обучения – сетевую и кейс-технологию. Большая часть  слушателей  в процессе обучения использовали кейс-технологию. В качестве  основных причин при опросе указывались следующие:

- отсутствие технической возможности выхода в Интернет

- финансовая затратность процесса

- отсутствие времени для  работы в сети Интернет в  конкретные  сроки( если была возможность)

      Общие данные по различным параметрам, влияющим на эффективность учебного процесса с использованием ДО,  отражены в следующих графиках, составленных по результатам эксперимента:.

Рис 1. Приведена зависимость успеваемости при использовании кейс- технологий в процессе  обучения от наличия или отсутствия координатора.  

Рис.2  Приведена зависимость успеваемости при использовании сетевых  технологий в процессе  обучения от наличия или отсутствия координатора. 

 

Рис. 3 Приведена зависимость успеваемости при  использовании сетевых технологий обучения от  использования   ПМК.

 

      

 

 

 

       После  прохождение курса большая часть участников положительно оценили опыт освоения нового продукта, выявили желание применять полученные знания на практике и использовать  свои проекты, созданные в ходе обучения, в учебной практике.

  Таким образом, на эффективность   обучения с использованием ДТ значительное влияние оказывает: используемая методика с применением технологий различного вида , модель обучения, организационный компонент ( организация сетевых и внесетевых консультаций, наличие или отсутствие координатора),наличие специализированного программно-методического комплекса.

       Использование  специального программно-методического комплекса «ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КДО» в рамках конкретного образовательного учреждения повышения квалификации позволяет внедрить  эффективную систему  обучения с использованием дистанционных технологий  по методике дистанционного проектирования, быстро  и технологично создать банк курсов ДО в рамках ОУ, минимизировать затраты на создание  или приобретение специализированных систем ДО.

 

Hosted by uCoz