Библиография: Развитие инновационных моделей дистанционного обучения, как направление информатизации образования на региональном уровне // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2006. - 2. - С. 129-134. Гаврилов Н. А., Имакаев В. Р., Шубин С. В.
http://www.edit.muh.ru/content/mags_telecom.htm
Гаврилов Н.А.Проректор
по информационным
технологиям ПОИПКРО(Пермский Областной Региональный Институт Повышения
квалификации Работников образования.)
Имакаев В.Р., к.п.н., доцент,
Зав. кафедрой
педагогических инноваций ПОИПКРО.
Шубин С.В., к.ф.-м.н., доцент, заведующий
Лаборатории профильного обучения ПОИПКРО
Развитие инновационных моделей дистанционного обучения, как направление информатизации образования на региональном уровне
Дистанционное
образование – образование, реализуемое
посредством дистанционного обучения.
Дистанционная технология обучения
(образовательного процесса) -
совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур,
обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе
использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное управление —
- использование информационно
-коммуникационных технологий в системе
управления.
Информатизация образования являлась в последние 10-15 лет одним из ведущих направлений развития российского образования. На обеспечение современными ИКТ, их регулярное обновление, разработку программного обеспечения ежегодно тратятся значительные средства. Однако, следует констатировать, что за эти годы не произошло приращения качества образования, адекватного и соразмерного затраченным финансовым и иным ресурсам. Использование компьютера на уроке не стало нормой образовательной деятельности современного учителя. «Спонтанная информатизация», выражающаяся в стихийном освоении учащимися и родителями современных компьютерных технологий и Интернета, как показывают наши исследования, значительно опережает информационную компетентность учителей и управленцев. Применение ИКТ на уроках не является системным, а носит фрагментарный спорадический характер, и, что самое главное, не оказывает существенного влияния на качество образования.
Таким образом, основную проблему настоящего этапа информатизации образования можно сформулировать как проблему несоразмерности затраченных на информатизацию образования материально-финансовых ресурсов и тех изменений, которые произошли с качеством образования. Следует констатировать, что информатизация образования оценивается по своим собственным внутренним параметрам, которые напрямую не связаны с существующими критериями оценки качества образовательного процесса.
Главной причиной отмеченных негативных тенденций является отсутствие в современном образовании форм и механизмов институционализации основных направлений информатизации. Информационные ресурсы, современные компьютерные технологии по-прежнему выступают как предлагаемые информатиками средства технического обеспечения образования. Фактически отсутствуют эффективные средства, мотивирующие субъектом образования на интенсивное применение ИКТ.
В связи с этим на современном этапе развития системы образования регионов возникает задача разработки, апробации, институционализации и включения в образовательный процесс локальных направлений информатизации, направленных на качественные изменения результатов образовательного процесса. Данные направления должны выступать фактором построения конкурентной среды в системе образования, являться альтернативой существующим образовательным системам и технологиям.
Наиболее адекватным направлением информатизации, отвечающим вышеперечисленным признакам, является дистанционное образование (ДО). ДО предполагает полноценную реализацию образовательных программ, идентичных по содержанию, критериальному оформлению и легитимности программам общего, дополнительного и профессионального образования, реализуемым в очной форме. Развитие ДО позволяет существенно повысить спектр образовательных траекторий, осуществить индивидуализацию образования, расширить возможность получения качественных образовательных услуг жителями региона независимо от места проживания.
Существенной проблемой развития ДО является отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей институционализировать данную форму как равноправную форму реализации образовательных программ.[3-9] В то же время, основные задачи модернизации российского образования, связанные с развитие сетевых образовательных моделей, введение профильного обучения и предпрофильной подготовки, профессиональной переподготовки взрослых требуют становления, развития и легитимации инновационных моделей ДО.
Именно ДО может стать реальным фактором конкурентной среды в современном образовании, создать реальные мотивационные стимулы как для субъектов, реализующих дистанционные технологии, так и для субъектов, использующих традиционные формы образования. Принципиально важным является и то обстоятельство, что ДО является технологией, предполагающей образовательную активность заказчиков образовательных услуг — учащихся и их семей.
Развитие ДО в конкретном регионе предполагает:
1. Разработку и экспериментальное внедрение инновационных моделей дистанционного образования, равномощных очно-заочным формам реализации образовательных программ аналогичного содержания.
2. Развитие конкурентной среды путем непосредственного предоставления качественных образовательных услуг жителям Пермского края через технологии ДО.
3. Институционализация различных моделей ДО, разработка нормативно-правовой базы их обеспечения.
Эти цели
достигаются путем решения следующих заач д
1.
Разработка нормативной
базы применения ДОТ в региональном информационном пространстве образовательной
среды .
a.
Разработка нормативной
базы повышения профессиональной квалификации преподавательского состава системы
общего и начального профессионального образования Пермской области с
использованием дистанционных технологий .
b.
Разработка методик
реализации дистанционных форм повышения квалификации и форм дистанционного
обучения в различных типах образовательных учреждений
c.
Разработка нормативной
базы для дистанционных форм повышения квалификации.
d.
Разработка критериев
эффективности дистанционного способа обучения
e.
Разработка нормативной
базы по реализации профильной подготовки учащихся с использованием
дистанционных форм обучения.
f.
Разработка региональных
нормативов по защите интеллектуальной собственности работников системы общего и
начального профессионального образования при наполнении контéнта
передового педагогического опыта педагогов
региона.
g.
Разработка дистанционных
форм аттестации педагогических кадров региона
h.
Нормативные документы
создания, поддержки, определения доступности, электронных форм передачи баз
данных о системе образования региона в
целом и по отдельным учреждениям и т.д.
i.
. Разработка условий лицензирования и
аттестации учреждений и организаций реализующих ДО
j.
Внедрение в
образовательный процесс дистанционных технологий обучения в образовательных учреждениях региона
2.
Разработка единой
стратегии развития, механизмов размещения и принципов информационного
наполнения региональных образовательных ресурсов в сети Интернет.
3.
Разработка единых правил
и механизмов регионального сетевого информационного обмена:
a.
органы управления
образования (между собой и образовательными учреждениями),
b.
образовательные
учреждения (между собой и другими учреждениями и организациями),
c.
органы управления
образования, образовательные учреждения и население
4.
Обеспечение
образовательных учреждений средствами доступа к региональным и глобальным информационным
ресурсам.
5. Подготовка педагогических, научных, административных и инженерно-технических кадров, способных использовать в практике учебного процесса технологии дистанционного обучения
6.
Обеспечение
условий для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в
образовательной сфере.
7.
Обеспечение
интеграцию федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и
ресурсов.
8.
Содействие
развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей доступа к открытым
информационным системам образования для учреждений образования, учащихся и
отдельных граждан.
9.
Формирование единой информационную и
телекоммуникационную инфраструктуру системы образования края.
10.
Формирование
эффективной региональной нормативной правовой базы в сфере информатизации
образования.
11.
Развитие
межрегионального и международного сотрудничества в области разработки и внедрения
ИКТ в образовании.
12.
Создание
механизмов, способствующих широкому привлечению внебюджетных средств для
развития и поддержки ИКТ в образовании.
(согласование)
Для решения поставленных
задач можно предложить модели реализации дистанционных технологий. Часть
моделей рассмотрена ранее в[1,2] Это:
–
Модель
применения дистанционных технологий обучения для учащихся образовательных
учреждений различных типов
–
Модель
применения дистанционных технологий повышения квалификации преподавательского
состава
–
Дистанционная модель
диагностики качества знаний учащихся начальной,
–
Дистанционная модель
предпрофильной подготовки для удаленных муниципальных образований.
–
Дистанционная модель
диагностики качества знаний учащихся начальной, основной и полной
общеобразовательной школы.
–
Дистанционная модель
предпрофильной подготовки для удаленных муниципальных образований.
–
Дистанционная модель
профильного обучения на базе ММЦ.(Межшкольных методических центров)
–
Дистанционная модель
дополнительного образования детей.
–
Дистанционная модель
профессиональной переподготовки неработающего населения (с включением очно
-заочных форм обучения).
–
Модель повышения квалификации и подготовки
специалистов по дистанционому обучению ( Тьюторов, координаторов,
администраторов)
–
Модель создания
информационной образовательной среды для дистанционного обучения в регионе.
–
Модель дистанционного
управления в системе образования региона
Результаты реализации предложенных моделей на практике могут быть
объективно отражены
–
Количество образовательных учреждений, в которых внедрена и прошла успешную
комплексную экспертизу модель
реализации дистанционных форм обучения.
Данный показатель оценивается перед началом нового учебного года по результатам
экспертных заключений.
–
Количество индивидуальных образовательных траекторий, которые могут быть
реализованы выпускниками образовательного учреждения, в том числе и учреждения
повышения квалификации в данном муниципальном образовании с использованием ДО.
–
Доля образовательных
программ, реализуемых в образовательных учреждениях с использованием ДО
–
Количество педагогов, охваченных ДО в системе повышения квалификации
–
Количество педагогов, продолживших
повышение квалификации с использованием ДО.
–
Количество
сформированных учебно-методических
материалов для целей ДО в Пермском крае
–
Количество
информационных ресурсов, используемых в системе ДО
–
Количество программных
продуктов, созданных для целей ДО.
Литература
1.
« Модель региональной системы дистанционного
повышения квалификации работников образования» Н.А.Гаврилов. В.Т.Курдин,
С.В.Шубин,А.Б.Полянин Информатика и образование №12.2004 стр 18-21.
2.
«Моделирование деятельности образовательного
учреждения с применением дистанционных форм обучения» Гаврилов Н.А.,Наймушина А.А..Сборник научно –практических
материалов « Креативный менеджмент в
сфере образовательных телекоммуникаций» г.Пермь 2004 г. стр 8-33.
ИПК «ПОНИЦАА»
3.
«Нормативно-правовое обеспечение
дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации
работников образования» Труды Х!!
Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2005» 6-9 июня 2005
г стр 184-186 издательство
Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий,
механики и оптики
4.
.Приказ
Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта
по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов
дистанционного обучения"
9.
Приказ
Минобразования РФ от 26.08.03 №3387 «Об утверждении перечня документов, представляемых на
лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего,
дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими
дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных
программ частично или в полном объеме»