Материал для конференции .Секция  « Философия образования и модернизация старшей школы» E-mail : info@ced.perm.ru   15 апреля 2002 г

Тема:

    Когнитивные  аспекты внедрения  новых информационных технологий в          образовательном  процессе  ( тезисы)

Автор: Гаврилов Николай Анатольевич,  начальник Сектора Информатизации и дистанционного обучения Пермского областного института повышения квалификации работников   образования.

 

      Совокупность знаний  представляет    собой    бесконечную массу  понятий,  так или иначе взаимосвязанных между собой.   Каждая наука, а также разделы науки ,либо  различные взгляды на то или иное явление представляют собой срез бесконечного пространства знаний

   До последнего времени  в процессе извлечения знаний между учеником и знаниями  существовал единственный посредник – учитель.

     Однако с развитием техники возникло принципиально новое явление - дистанционное обучение – , в котором кроме учителя и ученика  ( субъекта и объекта) появляется нечто новое, не формулируемое единым термином. С одной стороны – это технический посредник ( компьютер ) с другой стороны – это бесконечный источник знаний, работающий в режиме мгновенного получения любой информации ( интернет). Данный источник знаний действительно имеет двойную сущность: с одной стороны пространство интернет может быть представлено в  виде  продолжения субъективного   Я  ученика, продолжения его чувств в виде виртуальной реальности. С другой стороны, та же виртуальная  реальность представляет собой объективный набор информационных ресурсов,  контактирующий с Я ученика посредством экрана компьютера.

  Именно в связи с этим  возникает дополнительная необходимость ,кроме диалога учителя и ученика, контроля учителя за учеником, познать инструмент, обеспечивающий не диалог, а общение втроем ,причем в данном общении все стороны треугольника становятся равноценны: .учитель -интернет- ученик ,и структура преподнесения учебного материала совершенно меняется по сравнению с классической схемой.

  Данная схема принципиально меняет подходы к процессам, определяющим структуру познаваемости окружающего мира ,а также схемам извлечения знаний из окружающего мира и пространства знаний. Проблема извлечения знаний     все больше начинает представлять собой проблему извлечения  знаний из виртуального  пространства.

   На сегодняшний день существует  большое количество различных технологий формирования курсов дистанционного обучения, однако не существует  четкой концепции формирования подобных курсов.   Проблема отсутствия единой концепции и отсутствия анализа процесса извлечения знаний на основе новых информационных технологий ,учитывая экспоненциальный рост  количества обучающихся  посредством  дистанционного обучения, может в конечном счете привести к понижению эффективности  образовательного процесса.

    Ограниченность курса ,отсутствие живого контакта с учителем и возможность расширения определений и формулировок, порождают недопонимание и в конечном итоге сказываются на качестве обучения.

  С другой стороны, новые информационные технологии открывают совершенно иные возможности в системе обучения. Дистанционное обучение приводит к более демократичным отношениям ученика и преподавателя, высвобождает массу времени, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу бесчисленное количество раз и пр. Но, что самое главное,  возникает принципиально новый источник информации, фактически безграничный – это  мировые интернет ресурсы.

     Пространство знаний  представляет из себя бесконечное количество понятий, определений,  утверждений, умений  и  других  структурных узлов(СУ), взаимосвязанных между собой структурными связями различного характера   .Данное пространство знаний может быть   разделено на  замкнутые области знаний, внутри которых  существуют однородные связи определенного характера.  Изучение этих  связей и есть  процесс структурирования  пространства знаний. Именно процесс структурирования виртуального пространства знаний и есть один  из  методов установления   закономерностей  взаимодействия пространства знаний   и субъективного  Я ученика.  Зная  эти закономерности, владея   умением представить  пространство знаний  в  виде  структурных  узлов,  учитель сможет добиться эффективного взаимодействия  с  обучающимся.

      Одним из  важных критериев при      структурировании областей знаний и пространства знаний при использовании новых информационных  технологий – это принцип адекватности, который заключается  в создании таких принципов структурирования,  которые бы органично выписывались  в способы и методы работы интернета и поисковых систем. То есть, области знаний должны быть  представлены таким образом, чтобы   их компьютерная обработка и способы представления информации  соответствовали требованиям интернет-технологий.

         Другим важным вопросом является логическое структурирование областей знаний.

          В соответствии с теоремой Геделя о неполноте любая система ( аксиом, понятий и пр) либо противоречива, либо неполна Хотя расширение теоремы Геделя на различные системы ( языковые, социальные и пр.) и не является окончательно доказательным ( существует масса научных работ по данному вопросу), наше построение структуры пространства знаний будет основываться именно на положениях этой теоремы

      Необходимо выбирать такую  структуру пространства знаний, которая неполна. То есть, при структурировании пространства знаний   необходимо  основываться на принципе непротиворечивости системы.

       Пространство ИНТЕРНЕТ – бесконечно изменяющаяся структура, постоянно наполняющаяся информацией. Выделяя  непротиворечивую область знаний из общего пространства интернет,   надо предполагать, что область постоянно наполняется  новыми понятиями, дополняющими систему знаний и данный процесс бесконечен.

  Принцип же непротиворечивости важен именно для средств обучения, когда четкая структура области знаний позволяет иметь завершенные блоки знаний, пригодные для обучения.

    Во многих  существующих системах моделирования знаний    выбор    между неполнотой и противоречивостью  склоняется в сторону   противоречивости  . В итоге создаваемый курс  ДО представляет из себя замкнутую структуру, представляющую из себя полный набор научных понятий, определений и умений,  однако  при ближайшем рассмотрении   можно увидеть, что подобные курсы ДО  содержат множество противоречивых понятий, которые не могут  быть объяснены в рамках данного курса  и  этот недостаток усиливается отсутствием живого учителя, который мог  бы  внести обучаемому ясность на   смысл тех или иных  научных понятий ( структурных узлов)

   Все вышеприведенные  проблемы  структурирования пространства знаний  - лишь небольшая  часть  общей проблемы извлечения знаний  из виртуального пространства,  требующей тщательного и  детального изучения

 

 

Hosted by uCoz