Гаврилов
Н.А.,
Дистанционное обучение как
интегральный показатель информационно - коммуникационных
компетенций.
На современном этапе развития
общества происходит переход от индустриального общества к
постиндустриальному и, далее к информационному обществу и так называемому «обществу знаний».
По мере общественного развития
отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают
знания, инновации и способы их практического применения.
Вопросы информационно - коммуникационной
компетенции ( ИКК) будущего специалиста становятся одним из актуальнейших вопросов профессиональной подготовки.
С
другой стороны, требования к
компетенциям ,как и само понятие ИКК часто бывают
расплывчаты, не системны, не универсальны и
часто зависят от локальных
требований того или иного ВУЗа к студентам и выпускникам.
На наш взгляд, одним из интегральных
показателей владения студентами
определенными умениями и навыками в части информационных технологий может
стать такой универсальный интегральный
показатель, как использование ДО в
образовательном процессе. Основанием для этого утверждения является следующее:
Обучение с помощью ДО в силу определения ( обучение
на расстоянии с использованием современных технических средств обучения)
предполагает наличие у студента следующих
навыков и умений, которые условно можно разделить на следующие:
Организационные (Орг): умение организовать свою работу в
самостоятельном режиме, использование сетевых консультаций преподавателя как регулярного элемента самостоятельной работы, умение формировать собственную траекторию
обучения в асинхронном режиме с преподавателем.
Коммуникативные: (Ком)
Общение через коммуникационное
пространство в сети «Интернет» с помощью чатов, форумов, видео и аудио
конференций, другие формы интерактивного
общения различного типа ( преподаватель-студент, студент-студент,студент-группа),
Технические (Тех).
Умение работать с сетью « Интернет», умение работать с электронной почтой, умение
работать с информационными потоками через поисковые системы, умение работать на
виртуальных тренажерах, тестовых программах, учебно-тренировочных программах,
как в on-line,так и в off-line.
Технологические (Тн)
Знание технологии ДО,
умение работать в программных оболочках различных
систем ДО, умение систематизировать в
процессе обучения свое взаимодействие с компьютерным программным обеспечением,
дидактическим материалом в виде электронных учебных пособий и программ.
Структурно ДО как интегративную
функцию можно представить следующим образом:
Рис.1.
Структурное представление ДО как интегративного
показателя ИКК.
Таким образом, можно говорить ,что развитие
дистанционных форм обучения в Вузе может
служить в качестве интегративного
показателя уровня развития ИКК. Студентов.
Литература:
1. Гаврилов Н. А. Развитие инновационных моделей
дистанционного обучения, как направление информатизации образования на
региональном уровне [Текст]/ Гаврилов Н. А., Имакаев В. Р., Шубин С. В. //
Телекоммуникации и информатизация образования..(авт-35%),
- 2006- №2(33) -С. 129-134. .
2. Гаврилов Н. А. Эффективные подходы к формированию ИКТ –компетенций
педагогов в процессе дистанционного обучения в системе повышения квалификации
[Текст]/Н. А. Гаврилов// Труды ХIY. Всероссийской
научно-методической конференции «Телематика-2007» 18-21 июня 2007 издательство Санкт-Петербургского
государственного университета информационных технологий, механики и оптики,-Санкт-Петербург-2007 - С. 515-517 .