Гаврилов Н.А.,

Дистанционное обучение как интегральный показатель информационно -  коммуникационных компетенций.

 

        На современном этапе развития общества  происходит переход от  индустриального общества к постиндустриальному и, далее к информационному обществу и  так называемому «обществу знаний».

        По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.

  Вопросы  информационно - коммуникационной компетенции ( ИКК)  будущего специалиста становятся  одним из актуальнейших вопросов профессиональной   подготовки.

        С другой стороны, требования  к компетенциям ,как и само понятие ИКК часто бывают расплывчаты, не системны, не универсальны и  часто зависят  от локальных требований того или иного  ВУЗа к  студентам и выпускникам.

         На наш взгляд, одним из интегральных показателей владения  студентами определенными умениями и навыками в части информационных технологий может стать  такой универсальный интегральный показатель, как использование  ДО в образовательном процессе. Основанием для этого утверждения является  следующее:

  Обучение с помощью ДО в силу определения ( обучение  на расстоянии с использованием  современных технических средств обучения) предполагает наличие у студента следующих  навыков и умений, которые условно можно разделить на следующие:

Организационные (Орг): умение организовать свою работу в самостоятельном режиме, использование сетевых консультаций  преподавателя как регулярного элемента  самостоятельной работы,  умение формировать собственную траекторию обучения в асинхронном режиме с преподавателем.

Коммуникативные: (Ком)

Общение через коммуникационное пространство в сети «Интернет» с помощью чатов, форумов, видео и аудио конференций, другие формы  интерактивного общения различного типа ( преподаватель-студент, студент-студенттудент-группа),

Технические (Тех).

 Умение работать с сетью « Интернет»,  умение работать с электронной почтой, умение работать с информационными потоками через поисковые системы, умение работать на виртуальных тренажерах, тестовых программах, учебно-тренировочных программах, как в on-line,так и в off-line.

Технологические (Тн)

 Знание технологии ДО, умение работать в программных оболочках различных систем ДО, умение систематизировать  в процессе обучения  свое взаимодействие   с компьютерным программным обеспечением, дидактическим материалом в виде электронных учебных пособий и программ.

  Структурно ДО как интегративную функцию можно представить следующим образом:

 

     Рис.1.  Структурное представление ДО как интегративного показателя ИКК.

 

   Таким образом, можно говорить ,что развитие дистанционных форм обучения  в Вузе может служить в качестве    интегративного показателя  уровня развития  ИКК. Студентов.

 

Литература:

1.     Гаврилов Н. А. Развитие инновационных моделей дистанционного обучения, как направление информатизации образования на региональном уровне [Текст]/ Гаврилов Н. А., Имакаев В. Р., Шубин С. В. // Телекоммуникации и информатизация образования..(авт-35%), - 2006- №2(33) -С. 129-134. .

2.     Гаврилов Н. А. Эффективные  подходы к формированию ИКТ –компетенций педагогов в процессе дистанционного обучения в системе повышения квалификации [Текст]/Н. А. Гаврилов// Труды ХIY. Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2007» 18-21 июня 2007    издательство Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики,-Санкт-Петербург-2007 - С. 515-517 .

 

 

 

Hosted by uCoz