3.
Семиотика
3.1. Определение
Семиотика – это общая теория ,исследующая
свойства знаковых систем, или систем знаков, каждому из которых определенным
образом сопоставляется некоторое
значение. В качестве знаковых систем
можно рассматривать любые языки и
сложные системы управления, рассматриваемые с позиций кибернетики, в том числе
и живые организмы, социальные объединения и пр..
В рамках семиотики возможна интерпретация сложных систем как
систем знаков, могущих служить для выражения некоторого содержания, причем
совместное рассмотрение разнообразных знаковых систем оправдывается
аналогиями в их строении ( функционировании),выражающимися такими отношениями
как изоморфизм и гомоморфизм.[4]
Более глобальное определение
семиотики отражено в понятии
семиосферы [7] ,включающее в себя всю
совокупность знаков и систем знаков, а также отношения между ними.
Семиотика предполагает три уровня исследования знаковых
систем,соответсвующим трем уровням семиотической проблематики:
1.
синтактика
посвящена изучению синтаксиса знаковых
систем( структуре сочетаний знаков и правил их образования безотносительно к их
значениям и функциям знаковых систем.
2.
семантика
изучает знаковые системы как средства выражения смысла ( интерпретация знаков и
сочетаний)
3.
прагматика
изучает отношения между знаковыми
системами и теми, кто интерпретирует содержащиеся в них сообщения.
3.2
Ограниченность применения
Однако семиотика – лишь один из инструментов структурирования знаний «Второе важнейшее наблюдение, на которое накинулись
структуралисты, - СЕТЬ СТРУКТУРИРУЕТ МИР В ЯЗЫКЕ. Будущее наше представляется
им огромной сетью, в которой достаточно будет набрать www плюс любое
интересующее вас слово, чтобы получить виртуальную структуру всего мира
относительно этого слова. Эта воистину грандиозная задача для Сети лишь вопрос
времени. Однако (мы воздержимся пока от более концептуальных возражений
структурализму) не язык в конечном счете оказывается "домом бытия", и
не язык структурирует реальность. Реальность структурирует новость, имеющая
неязыковое происхождение. От дазайн - анализа Хайдеггера наш анализ отличается
принципиальным образом в том, что "ближайшее" (Dasein) оказывается не
языковой реальностью коммуникации, а коммуникацией неязыковых сетевых событий.
НЕ ЯЗЫК ИНФОРМАЦИИ, А ЕЕ СТРУКТУРА ОКАЗЫВАЕТСЯ УСЛОВИЕМ КОММУНИКАЦИИ И
ИЗМЕНЕНИЕ ЭТОЙ СТРУКТУРЫ ОКАЗЫВАЕТСЯ СОБЫТИЕМ В СЕТИ.» [20]