Философские аспекты структурирования знаний

 

1.    Вступление. Общие понятия.

 

       Структурирование знаний ( структурный анализ знаний ) на сегодняшний день приобретает особую актуальность в связи с необходимостью внедрения новых информационных технологий. Само понятие «Структурирование знаний» может быть  определено различным способом .Часто понятие структурирование   заменяют понятием « моделирование».Однако первый термин является более широким по отношению ко второму и охватывает больший спектр понятий и процессов .   С другой стороны, все методики, используемые при моделировании  верны по отношению к термину «СТРУКТУРИРОВАНИЕ»

 

       Моделирование – это создание  определенной модели, в которой может быть отражена существующая структура знаний, метод исследования  объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих объектов для улучшения способов управления ими. Моделирование может быть предметным и знаковым.  Предметным  М. называется исследование модели, воспроизводящей реальный объект, Знаковым – исследование символов объекта на основе логико-математических построений.  Моделирование  является одной из гносеологических категорий, позволяющих  познать объект на основе исследования его отображения ( модели)[4]

    Термин СТРУТУРИРОВАНИЕ  достаточно нов и может восприниматься двояко – с одной стороны, понятие структуры  может служить одной из характеристик созданной гносеологической модели объекта и в этом смысле понятие структуры является   частным по отношению к моделированию, с другой стороны,  определение СТРУКТУРИРОВАНИЯ ,то есть некоего процесса , носит более общий характер по отношению к знаниям.:

 

     Структурирование знаний ( структурный анализ знаний)- процесс создания полуформализованного описания предметной области знаний.     Одним из существенных методов структурирования знаний является Объектно-ориентированный анализ. В качестве  схожего  термина можно привести термин Аналитика: Аналитика вообще есть некоторая последовательность актов (расчленение, подобие, связь, направление), при помощи которых может быть представлено любое знание так, чтобы оно было воспроизводимо в деятельности человека или машины [20]

 

      Данное  определение не единственное  

 Наиболее часто понятие структурирование знаний употребляется в работах по созданию искусственного интеллекта, формировании баз данных, представлении  баз знаний в объектно – ориентированной среде [13],[14]

 

      Объектно-ориентированный анализ – метод для отождествления важных сущностей в задачах реального мира[1]

 

      Цель структурирования знаний -  создание адекватной  виртуального, либо логического отображения  реального объекта. 

    

     Виртуальная реальность понимается как созданная искусственными средствами  смысловая среда, которая выдается или принимается субъектом ее воздействия на подлинную или близкую к подлинной.

 

    Актуальность структурирования знаний   на сегодняшний день определяется следующими причинами : в  современном мире усиливаются потоки информации, объем информации растет в экспоненциальном режиме и для  человеческого интеллекта становится все сложнее осознавать реалии окружающего мира. Человека все больше окружают сложные системы, устройство которых не может быть изучено за достаточно короткий срок. К сложным системам можно отнести не только технические объекты, но и усложнившуюся социальную иерархию, ускорившийся темп жизни и, соответственно, темп получения информации и ограниченное время на ее  анализ и обработку человеческим мозгом . Понятие сложной системы дано в  [2 ]. И в гл 5 настоящего реферата.

     Структурирование знаний, создание методов моделирования сложных систем, объектно-ориентированный анализ могут оказать существенное влияние на процессы  скорости   усвоения, объема   и анализа человеческим  и машинным мозгом  информации об окружающем мире на современном этапе.

 

    Основы методов структурирования  знаний  в той или иной степени  изначально заложены  в различных философских течениях и направлениях, представленных ниже

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz