1.
Вступление. Общие понятия.
Структурирование знаний (
структурный анализ знаний ) на сегодняшний день приобретает особую актуальность
в связи с необходимостью внедрения новых информационных технологий. Само
понятие «Структурирование знаний» может быть определено различным способом .Часто понятие
структурирование заменяют понятием «
моделирование».Однако первый термин является более широким по отношению ко второму
и охватывает больший спектр понятий и процессов . С другой стороны, все
методики, используемые при моделировании
верны по отношению к термину «СТРУКТУРИРОВАНИЕ»
Моделирование – это создание определенной модели, в которой может быть
отражена существующая структура знаний, метод исследования объектов познания на их моделях, построение
и изучение моделей реально существующих объектов для улучшения способов
управления ими. Моделирование может быть предметным и знаковым. Предметным
М. называется исследование модели, воспроизводящей реальный объект,
Знаковым – исследование символов объекта на основе логико-математических
построений. Моделирование является одной из гносеологических
категорий, позволяющих познать объект
на основе исследования его отображения ( модели)[4]
Термин СТРУТУРИРОВАНИЕ достаточно нов и может восприниматься двояко
– с одной стороны, понятие структуры может служить одной из характеристик созданной гносеологической
модели объекта и в этом смысле понятие структуры является частным по отношению к моделированию, с
другой стороны, определение СТРУКТУРИРОВАНИЯ
,то есть некоего процесса , носит более общий характер по отношению к знаниям.:
Структурирование знаний (
структурный анализ знаний)- процесс создания полуформализованного описания
предметной области знаний. Одним из
существенных методов структурирования знаний является Объектно-ориентированный
анализ. В качестве схожего термина можно привести термин Аналитика:
Аналитика вообще есть некоторая последовательность актов (расчленение, подобие,
связь, направление), при помощи которых может быть представлено любое знание
так, чтобы оно было воспроизводимо в деятельности человека или машины [20]
Данное
определение не единственное
Наиболее часто понятие структурирование
знаний употребляется в работах по созданию искусственного интеллекта,
формировании баз данных, представлении
баз знаний в объектно – ориентированной среде [13],[14]
Объектно-ориентированный анализ – метод для отождествления
важных сущностей в задачах реального мира[1]
Цель структурирования знаний
- создание адекватной виртуального, либо логического
отображения реального объекта.
Виртуальная реальность понимается
как созданная искусственными средствами
смысловая среда, которая выдается или принимается субъектом ее
воздействия на подлинную или близкую к подлинной.
Актуальность структурирования
знаний на сегодняшний день определяется следующими причинами : в современном мире усиливаются потоки
информации, объем информации растет в экспоненциальном режиме и для человеческого интеллекта становится все
сложнее осознавать реалии окружающего мира. Человека все больше окружают сложные
системы, устройство которых не может быть изучено за достаточно короткий
срок. К сложным системам можно отнести не только технические объекты, но и
усложнившуюся социальную иерархию, ускорившийся темп жизни и, соответственно,
темп получения информации и ограниченное время на ее анализ и обработку человеческим мозгом . Понятие сложной системы
дано в [2 ]. И в гл 5 настоящего
реферата.
Структурирование знаний, создание методов
моделирования сложных систем, объектно-ориентированный анализ могут оказать
существенное влияние на процессы
скорости усвоения, объема и анализа человеческим и машинным мозгом информации об окружающем мире на современном этапе.
Основы методов структурирования знаний
в той или иной степени изначально заложены в
различных философских течениях и направлениях, представленных ниже