СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.А.Гаврилов
Пермский областной (региональный) институт повышения
квалификации работников образования, Пермь
Для
представления знаний в компьютере с целью дистанционного обучения необходимо
структурирование знаний и оформление в виде особого формального механизма.
Такая
необходимость существует в связи с тем, что дистанционное обучение –
принципиально новое явление, в котором кроме учителя и ученика (субъекта и
объекта) появляется нечто новое, не формулируемое единым термином. С одной
стороны – это технический посредник (компьютер), с другой стороны – это
бесконечный источник знаний, работающий в режиме мгновенного получения любой
информации (Интернет).
Кроме
диалога учителя и ученика, контроля учителя за учеником, должен быть
инструмент, обеспечивающий не диалог, а общение втроем, причем в данном
общении все стороны треугольника становятся равноценны: учитель – Интернет –
ученик. Структура преподнесения учебного материала совершенно меняется по
сравнению с классической схемой.
На
сегодняшний день существует большое количество различных технологий
формирования курсов дистанционного обучения, однако не существует четкой
концепции формирования подобных курсов. В итоге при организации
дистанционного обучения часто применяются универсальные схемы, единые для
различных типов знаний.
Это
приводит к тому, что определенные дисциплины на данный момент вообще не
присутствуют в курсах дистанционного обучения (речь идет в основном о
гуманитарных дисциплинах). Другие дисциплины, оформляясь в виде КДО, не могут
полноценно довести часть знаний до учащегося, так как недостатки
компьютерного обучения приводят к ухудшению восприятия тех понятий, которые
могут быть представлены в очном курсе. Ограниченность курса, отсутствие
живого контакта с учителем и возможность расширения определений и
формулировок, порождают недопонимание и в конечном итоге сказываются на
качестве обучения.
С
другой стороны, новые информационные технологии открывают совершенно иные
возможности в системе обучения. Дистанционное обучение приводит к более
демократичным отношениям ученика и преподавателя, высвобождает массу времени,
предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному
материалу бесчисленное количество раз и пр. Но, что самое главное, возникает
принципиально новый источник информации, фактически безграничный – это
мировые Интернет- ресурсы.
На
данный момент многие из существующих КДО являются замкнутыми системами с
жесткими моделями, не всегда позволяющими адаптировать конкретный тип знаний
к конкретному способу представления информации. Создание экспертных систем в
виде сложных семантических сетей требует работы высококвалифицированных
специалистов (программистов и инженеров по знаниям) и соответствующего
программного обеспечения. Поэтому подобный высокоэффективный способ представления
информации неприемлем для массового внедрения.
Исходя
из этих посылок, сделана попытка создания дифференцированной схемы создания
КДО, сформулированы принципы структурирования знаний и воплощение этих
принципов на конкретных примерах и моделях.
При
организации системы ДО (дистанционного обучения) может быть использована
любая из моделей представления знаний (семантическая сеть, фреймовая сеть,
логическая сеть, продукционная сеть). Однако, как правило, курсы
дистанционного обучения размещаются в Интернете в виде отдельных кусков
информации (файлов), аналогичных книжному (лекционному) варианту – когда одна
глава следует за другой в хронологическом порядке. Каждая глава состоит из
участков текстовой информации (часто даже без гиперссылок внутри текста) и, в
редком случае – иллюстративного материала.
Способ
представления знаний в виде КРОСС-сетей несколько упрощает задачу
структурирования знаний за счет четкого ограничения и формализации связей
между структурными узлами (СУ). (Структурный узел – совокупность понятий
области знаний, а также логических, семантических, информационных и других
связей между понятиями области знаний.)
Изначально
структурные узлы делятся на категории. Структурным узлам присваиваются
формальные имена (с целью стандартизации процесса). Первая категория СУ носит
имена А1 А2 и т.д. Вторая категория СУ носят имена В1,В2 и т.д. Затем СУ
объединяются с помощью формальных связей. Таким образом формализуется и
унифицируется процесс представления знаний.
С
точки зрения технологии каждый структурный узел будет представлять собой
отдельный файл с текущим именем, соответствующим наименованию структурного
узла. После того, как предметная область знаний проструктурирована и оформлена
в виде отдельных файлов с формальными именами соответствующими именам
структурных узлов, данные файлы механически копируются в стандартную
программную оболочку, в которой созданная структура автоматически
поддерживается Каждый файл представляет собой модуль, в котором в
обязательном порядке раскрыт интенсионал понятия (объекта) посредством связи
с классами других объектов, а также представлен глоссарий употребляемых в СУ
терминов и понятий. Подобная формализация процедуры структурирования знаний
позволяет структурировать трудноформализуемые области знаний, в частности –
литературу, историю, педагогику и пр.
Данные
способы структурирования знаний позволят создать реальную возможность
полноценного использования компьютерных технологий в КДО.
|