Нормативно-правовое обеспечение  дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации  работников образования

Автор Гаврилов Николай Анатольевич

Пермский Областной (региональный) Институт Повышения квалификации работников образования

Г.Пермь

 

Обеспечение качества, стандартизация и сертификация ИКТ в образовании и науке.

      При  внедрении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс требуется  создание четкой нормативно правовой модели  образовательного учреждения (ОУ)  в части создания, внедрения и обучения  с помощью ДОТ. В существующей нормативной базе [1-5]определены  только основные направления   использования дистанционных технологий, которые постоянно корректируются и видоизменяются. В  частности, последним документом ,регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс является Приказ Минобрнауки №63 «О  разработке и использовании дистанционных технологий», который  отменяет предыдущий документ [2] и устанавливает новые правила[6]  Согласно п.3. данного документа . “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами” Однако при  этом у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь основные

 

·        учет учебной работы преподавателя по созданию  курсов дистанционного обучения (КДО), соотношение  норм рабочего времени учебной нагрузки и  работы по созданию КДО

·        учет работы специалистов по  информационным технологиям по созданию КДО

·        учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права

·        учет рабочего времени  дистанционного часа работы преподавателя-тьютора  и соотношение   с академическим часом.

·        учет оплаты  инновационного труда преподавателя

·         методика учета посещаемости обучающимися  дистанционных занятий

           Эти вопросы  могут быть разрешены  на настоящий момент только в рамках локальных нормативных актов  внутри ОУ. Пути решения  индивидуальны для ОУ , как и форма документа ( положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако  в любом  случае должны быть урегулированы  юридические отношения между всеми участниками процесса  внедрения ДОТ:

   Авторами КДО, специалистами по  информационным технологиям (ИТ), Тьюторами, администрацией ОУ.

  В качестве рабочих параметров по оценке учета  работ с ДО могут быть приняты следующие

  

Параметр

Примерные виды деятельности

Преподавателя  с использованием ДОТ

Эквивалент в учебных часах

Характеристики параметра,

Создание  содержательной  части 1 часа КДО

Компьютерный набор

Структурирование  информации, Подбор интернет - ссылок, подбор иллюстративного материала, формирование тестовых заданий.

От 4 до 12

Количество страниц, представленных в электронном виде,  наличие гипертекста, глоссария иллюстративного материала и тестового контроля

Создание электронной части КДО 1 часа

Создание интерактивных элементов курса, обработка иллюстративного материала, оформление  материала в формате HTML

 В зависимости от сложности от 4 до 20

Наличие интерактивных элементов ,элементов сложного дизайна  и др

Обучение  с использованием дистанционных технологий 1 часа КДО

Интерактивное сопровождение курса, проведение сетевых  и электроных ( E-mail) консультаций, ведение форумов и чатов, сетевое тестирование

От  0,5 до 0,7

Количество  контактов  между преподавателем (тьютором) и обучающимися. Форма контакта также определяется отдельно – сетевая консультация, обмен сообщениями, промежуточный контроль в форме сетевого тестирования и др

 

 

Создание КДО

 

 Широкий диапазон   нормативных  ( от 4 до 20 )показателей  стоимости создания КДО определяется степенью сложности создаваемого продукта. Структуру    общей стоимости можно определить следующим образом:

 

 ОС=(0,1*К+0,20*С+0,18Т+0,03Ис+0,05Им)+(0,04Ои+0,25Нт+0,15Вид),

 

Где  ОС – общая стоимость курса = 1.К- компьютерный набор информации,С-структурирование информации, Т- формирование базы тестовых заданий, Ис-подбор интернет ссылок, Им-подбор иллюстративного материала, Ои-обработка иллюстративного материала, Нт-оформление в формате HNML,Вид-изготовление и отцифровка видеоматериала

  Непосредственная   величина стоимости ОС  определяется исходя из финансовых возможностей ОУ  и объема КДО.. Сама структура может видоизменяться в зависимости от  выполняемых задач при создании КДО

Авторское право

        КДО, являясь сложным техническим продуктом  как результатом работы группы авторов – технической и содержательной части является предметом авторского права группы лиц.

     После оплаты  КДО права собственности на созданное  КДО  переходят к  ОУ и могут быть использованы ОУ в образовательном процессе   

     В случае отсутствия оплаты КДО  также может быть внедрен в образовательный процесс при сохранении прав собственности у автора КДО при наличии отдельного соглашения между автором и ОУ. Права собственности при создании КДО  регулируются  в договоре подряда.  Кроме того, при создании КДО возникает проблема сертификации и лицензировании готового электронного продукта. Порядок лицензирования  электронных  образовательных продуктов  определен в [5] В  остальном вопросы авторского права на КДО регулируются  законом РФ « О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и законом РФ  «Об авторских и смежных правах»

  Часть работ по созданию КДО может быть вменена в качестве функциональных обязанностей  преподавателей ОУ, однако это не снимает проблемы авторских отношений между администрацией и  авторами продукта, поэтому  вопрос авторства КДО должен быть четко регламентирован в нормативно-правовой базе ОУ.

Организация учебного  процесса с использованием ДОТ

     Организация учебного процесса с использованием ДОТ  тесно связана с учетом рабочего времени преподавателя, работающего  в дистанционном режиме. Главной проблемой является  конвертация  этого времени из дистанционного часа в академический. Законодательно на данный момент  это соотношение не закреплено, но очевидно, что между ними нельзя установить знак равенства. Из таблицы видно, что предлагаемое соотношение выглядит как 1дистанционный час=0,5-0,7 академического. Данные цифры приведены из опыта работы   Пермского областного регионального института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) и Пермского классического университета  Отношения между преподавателем и ОУ могут быть  также выстроены  путем заключения трудовых договоров, предусматривающих систему плавающих  окладов [7]

 Локальные нормативные акты

     В ПОИПКРО  вопросы  регулирования отношений между  участниками внедрения ДОТ в образовательный процесс и ОУ решены путем создания локальных нормативных актов  и положений ,в частности созданы и утверждены на ученом совете: «Положение  о порядке создания электронных учебных пособий и о стимулировании работы сотрудников ПОИПКРО, принимающих участие в создании курсов дистанционного обучения» «Положения о порядке проведения КДО»,« Нормы оплаты труда участников процесса обучения, организованного посредством дистанционных технологий»

       Создание локальных актов подобного типа позволяет систематизировать и унифицировать подходы к процессу организации ДО в ОУ и определить четкие правила, определяющие права и обязанности участников процесса на всех этапах.

 Литература

1.Приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения"

2 МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации Приказ Минобразования РФ №4452 от 18.12.2002
3. ФЗ от01.07.2002 №110819-3 « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» и Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в части дистанционных образовательных технологий)

4. Приказ Минобразования РФ  от 26.08.03 №3387 «Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме»

5. Письмо Минобразования России от 21.01.2003 №43-52-06/12 Об электронных изданиях
6. Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года  «Порядок разработки  и использования образовательных технологий»
7.Т.Н.Мартынова.А.Ю.ВалявскийВ.Е.Бочков «Об организации  оплаты труда преподавателей в системе открытого дистанционного обучения»  г.Москва.материалы конференции «Качество дистанционного образования декабрь 2004 г.  МГИУстр 224-234
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz