Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации работников образования
Автор Гаврилов Николай Анатольевич
Пермский Областной (региональный) Институт Повышения квалификации работников образования
Г.Пермь
Обеспечение качества, стандартизация и сертификация ИКТ в
образовании и науке.
При внедрении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс требуется создание четкой нормативно правовой модели образовательного учреждения (ОУ) в части создания, внедрения и обучения с помощью ДОТ. В существующей нормативной базе [1-5]определены только основные направления использования дистанционных технологий, которые постоянно корректируются и видоизменяются. В частности, последним документом ,регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс является Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ [2] и устанавливает новые правила[6] Согласно п.3. данного документа . “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами” Однако при этом у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь основные
· учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения (КДО), соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию КДО
· учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО
· учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права
· учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом.
· учет оплаты инновационного труда преподавателя
· методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий
Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент только в рамках локальных нормативных актов внутри ОУ. Пути решения индивидуальны для ОУ , как и форма документа ( положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако в любом случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения ДОТ:
Авторами КДО, специалистами по информационным технологиям (ИТ), Тьюторами, администрацией ОУ.
В качестве рабочих параметров по оценке учета работ с ДО могут быть приняты следующие
Параметр |
Примерные виды деятельности Преподавателя с использованием ДОТ |
Эквивалент в учебных часах |
Характеристики параметра, |
Создание содержательной части 1 часа КДО |
Компьютерный набор Структурирование информации, Подбор интернет - ссылок, подбор иллюстративного материала, формирование тестовых заданий. |
От 4 до 12 |
Количество страниц, представленных в электронном виде, наличие гипертекста, глоссария иллюстративного материала и тестового контроля |
Создание электронной части КДО 1 часа |
Создание интерактивных
элементов курса, обработка иллюстративного материала, оформление материала в формате HTML |
В зависимости от сложности от 4 до 20 |
Наличие интерактивных элементов ,элементов сложного дизайна и др |
Обучение с использованием дистанционных технологий 1 часа КДО |
Интерактивное сопровождение курса, проведение сетевых и электроных ( E-mail) консультаций, ведение форумов и чатов, сетевое тестирование |
От 0,5 до 0,7 |
Количество контактов между преподавателем (тьютором) и обучающимися. Форма контакта также определяется отдельно – сетевая консультация, обмен сообщениями, промежуточный контроль в форме сетевого тестирования и др |
Создание КДО
Широкий диапазон нормативных ( от 4 до 20 )показателей стоимости создания КДО определяется степенью сложности создаваемого продукта. Структуру общей стоимости можно определить следующим образом:
ОС=(0,1*К+0,20*С+0,18Т+0,03Ис+0,05Им)+(0,04Ои+0,25Нт+0,15Вид),
Где ОС – общая стоимость курса = 1.К- компьютерный набор
информации,С-структурирование информации, Т- формирование базы тестовых
заданий, Ис-подбор интернет ссылок, Им-подбор иллюстративного материала,
Ои-обработка иллюстративного материала, Нт-оформление в формате HNML,Вид-изготовление и
отцифровка видеоматериала
Непосредственная величина стоимости ОС определяется исходя из финансовых возможностей ОУ и объема КДО.. Сама структура может видоизменяться в зависимости от выполняемых задач при создании КДО
КДО, являясь сложным техническим продуктом как результатом работы группы авторов – технической и содержательной части является предметом авторского права группы лиц.
После оплаты КДО права собственности на созданное КДО переходят к ОУ и могут быть использованы ОУ в образовательном процессе
В случае отсутствия оплаты КДО также может быть внедрен в образовательный процесс при сохранении прав собственности у автора КДО при наличии отдельного соглашения между автором и ОУ. Права собственности при создании КДО регулируются в договоре подряда. Кроме того, при создании КДО возникает проблема сертификации и лицензировании готового электронного продукта. Порядок лицензирования электронных образовательных продуктов определен в [5] В остальном вопросы авторского права на КДО регулируются законом РФ « О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и законом РФ «Об авторских и смежных правах»
Часть работ по созданию КДО может быть вменена в качестве функциональных обязанностей преподавателей ОУ, однако это не снимает проблемы авторских отношений между администрацией и авторами продукта, поэтому вопрос авторства КДО должен быть четко регламентирован в нормативно-правовой базе ОУ.
Организация учебного процесса с использованием ДОТ тесно связана с учетом рабочего времени преподавателя, работающего в дистанционном режиме. Главной проблемой является конвертация этого времени из дистанционного часа в академический. Законодательно на данный момент это соотношение не закреплено, но очевидно, что между ними нельзя установить знак равенства. Из таблицы видно, что предлагаемое соотношение выглядит как 1дистанционный час=0,5-0,7 академического. Данные цифры приведены из опыта работы Пермского областного регионального института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) и Пермского классического университета Отношения между преподавателем и ОУ могут быть также выстроены путем заключения трудовых договоров, предусматривающих систему плавающих окладов [7]
В ПОИПКРО вопросы регулирования отношений между участниками внедрения ДОТ в образовательный процесс и ОУ решены путем создания локальных нормативных актов и положений ,в частности созданы и утверждены на ученом совете: «Положение о порядке создания электронных учебных пособий и о стимулировании работы сотрудников ПОИПКРО, принимающих участие в создании курсов дистанционного обучения» «Положения о порядке проведения КДО»,« Нормы оплаты труда участников процесса обучения, организованного посредством дистанционных технологий»
Создание локальных актов подобного типа позволяет систематизировать и унифицировать подходы к процессу организации ДО в ОУ и определить четкие правила, определяющие права и обязанности участников процесса на всех этапах.
1.Приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения"
4. Приказ Минобразования РФ от 26.08.03 №3387
«Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу
образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального
образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные
технологии для реализации образовательных программ частично или в полном
объеме»