http://edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=2705
Организация учебного процесса с
использованием дистанционных педагогических технологий в общеобразовательных
учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Закон
Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федеральных законов от 13
января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. №
102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30
декабря 2001 г. № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. №
31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 24 декабря
2002 г. № 176-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ, от 6 мая 2003 г. Учтено
постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П;
2. Положение о получении
общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования РФ
от 23.06.2000 г. № 1884 (зарегистрирован Минюстом РФ 04.07.2000г. № 2300), с
изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобразования РФ от
17.04.2001 г. № 1728 (зарегистрирован Минюстом РФ 17.05.2001 г. № 2709);
3. Положение о
государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов
общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 03.12.1999
г. № 1076 (зарегистрирован Минюстом РФ 14.05.2001 г. № 2709);
4. Правила оказания
платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от
5 июля 2001 г. № 505 (с изменениями от 1 апреля 2003 г.);
5. Базисный учебный план
общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004
г.;
6. Рекомендации по
организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов
обучающихся (письмо Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004
г. № 14-51-102/13).
В соответствии со ст.10 Закона РФ «Об образовании» образовательные программы
осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности и, соответственно,
выбор формы обучения, а также возможность их сочетания является правом
совершеннолетних граждан, а также родителей (законных представителей)
несовершеннолетних граждан. Администрация образовательного учреждения может
предложить формы получения образования, прописанные в Уставе данного
образовательного учреждения, но не вправе изменять их без желания обучающихся и
их родителей. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность общего
образования, получаемого в различных формах (ст.10, п.1) в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня
гражданин получает впервые (ст.5, п.3).
К компетенции образовательного учреждения относятся использование и
совершенствование методик образовательного процесса, в том дистанционных
образовательных технологий. Образовательное учреждение вправе использовать
дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования
в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом
управления образованием (ст. 32, п. 5).
Для обучающихся, осваивающих образовательные программы в очной форме в
аккредитованных общеобразовательных учреждениях, существует возможность
прохождения в этих учреждениях промежуточной и (или) итоговой аттестации
экстерном по отдельным предметам (Положение о получении общего образования в форме
экстерната п.1.4.). По сути, это является сочетанием двух форм получения
образования: очной и экстернатной. Дистанционные учебные курсы при этом могут
быть привлечены следующим образом:
- в качестве
учебных предметов ресурсного центра;
- в качестве
учебных курсов кооперированных с данным общеобразовательным учреждением
образовательных структур;
- в качестве
платных дополнительных образовательных услуг.
Образовательное учреждение не вправе отказать обучающемуся в очной форме в
сочетании нескольких форм получения образования, если даже экстернат в данном
учреждении не предусмотрен. Обучающийся очно включен в контингент
образовательного учреждения, и затраты на его обучение, определяемые
государственными нормативами затрат на обучение граждан, заложены органами
местного самоуправления в области образования в бюджет в части расходов на
образование. В этом случае, заявление о прохождении промежуточной и (или)
итоговой аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ от
имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы
в данном образовательном учреждении очно, подают их родители (законные
представители) (Положение о получении общего образования в форме экстерната,
п.2.1.), указав, по каким предметам нужна аттестация экстерном.
Сочетание разных форм получения образования позволяет реализовывать
индивидуальный подход к обучению, предоставляет возможность образовательным
учреждениям организовывать учебный процесс на основе индивидуальных учебных
планов учащихся, что, в свою очередь, обеспечивает социальные гарантии
реализации прав граждан на образование.
Так, в соответствии со ст. 50, п. 4 обучающиеся всех образовательных учреждений
имеют право на обучение в пределах государственных образовательных стандартов
по индивидуальным учебным планам (ИУП) и на ускоренный курс обучения. В этом
случае, обучение граждан по индивидуальным учебным планам регламентируется
Уставом данного образовательного учреждения (ст. 50, п. 4), в соответствующих разделах
которого необходимо прописать наличие прав учащихся на обучение по ИУП,
возможность организации учебного процесса на основе ИУП (в том числе ускоренных
курсов обучения), систему оценивания, в том числе порядок оценивания
промежуточной аттестации по отдельным предметам ИУП, порядок разработки,
утверждения и корректировки ИУП.
Это особенно актуально при организации профильного обучения старшеклассников
как в модели внутришкольной профилизации, так и при построении сетевого
взаимодействия образовательных учреждений и организаций (Рекомендации по
организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов,
письмо МО РФ № 14-51-102/13 от 20.04.2004 г.).
В том случае, если образовательное учреждение принимает решение о
предоставлении гражданам возможности получать общее образование в форме
экстерната, то это решение должно быть согласовано с учредителем, что
объясняется необходимостью финансирования процедур промежуточной и
(государственной) итоговой аттестации экстернов, и отражено в Уставе учреждения.
В соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната,
должны быть профинансированы консультации экстернов (в пределах 2-х учебных
часов перед каждым экзаменом), проведение экзаменов и проверка экзаменационных
работ членами экзаменационной комиссии. Кроме того, экстерн имеет право
пользоваться библиотечным фондом общеобразовательного учреждения, посещать
лабораторные и практические занятия, принимать участие в олимпиадах, конкурсах
и централизованном тестировании (Положение о получении общего образования в
форме экстерната, п. 2.5). По желанию экстерна могут проводиться занятия по
предметам учебного плана общеобразовательного учреждения в качестве
дополнительных платных образовательных услуг, в том числе в форме дистанционных
учебных курсов.
В соответствии со ст.14 п.6 Закона РФ «Об образовании» образовательные
учреждения могут реализовывать дополнительные образовательные программы и
оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами
определяющих его статус образовательных программ. При этом в Уставе
образовательного учреждения в обязательном порядке указываются наличие платных
образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе) –
Закон РФ «Об образовании» ст.13 п.1.5-ж. В соответствии со ст. 45 к платным
дополнительным образовательным услугам относятся: обучение по дополнительным
образовательным программам, преподавание специальных курсов дисциплин,
репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и
другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами
и государственными образовательными стандартами. Дистанционные учебные курсы
также могут быть предложены учащимся общеобразовательных учреждений в качестве
платных дополнительных образовательных услуг. Платные образовательные услуги не
могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет
средств бюджета. Доходы от предоставляемых платных дополнительных
образовательных услуг реинвестируются в данное образовательное учреждение (за
вычетом доли учредителя). Данный вид деятельности не относится к
предпринимательской и не подлежит налогообложению. Общеобразовательное
учреждение при оказании платных дополнительных образовательных услуг должно
руководствоваться Правилами оказания платных образовательных услуг,
утвержденных постановлением Правительства РФ 5 июля 2001 г. № 505, с
изменениями от 1 апреля 2003 г.
Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий
в системе повышения квалификации работников образования
Гаврилов Н. А. Доклад на Конференции "Телематика 2005"
г.СанктПетербург
При внедрении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный
процесс требуется создание четкой нормативно правовой модели образовательного
учреждения (ОУ) в части создания, внедрения и обучения с помощью ДОТ. В
существующей нормативной базе [1-5]определены только основные направления
использования дистанционных технологий, которые постоянно корректируются и
видоизменяются. В частности, последним документом ,регулирующим внедрение ДОТ в
образовательный процесс является Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и
использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ
[2] и устанавливает новые правила[6] Согласно п.3. данного документа
“Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ
в соответствии с государственными образовательными стандартами” Однако при этом
у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь
основные:
· учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения
(КДО), соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию
КДО
· учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО
· учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского
права
· учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и
соотношение с академическим часом.
· учет оплаты инновационного труда преподавателя
· методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий
Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент только в рамках локальных
нормативных актов внутри ОУ. Пути решения индивидуальны для ОУ , как и форма
документа ( положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако в любом
случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками
процесса внедрения ДОТ.