http://edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=2705

 

 Организация учебного процесса с использованием дистанционных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
           1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ, от 6 мая 2003 г. Учтено постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П;
          2. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. № 1884 (зарегистрирован Минюстом РФ 04.07.2000г. № 2300), с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобразования РФ от 17.04.2001 г. № 1728 (зарегистрирован Минюстом РФ 17.05.2001 г. № 2709);
          3. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 г. № 1076 (зарегистрирован Минюстом РФ 14.05.2001 г. № 2709); 
         4. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с изменениями от 1 апреля 2003 г.);
         5. Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г.; 
         6. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (письмо Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13).

В соответствии со ст.10 Закона РФ «Об образовании» образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности и, соответственно, выбор формы обучения, а также возможность их сочетания является правом совершеннолетних граждан, а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан. Администрация образовательного учреждения может предложить формы получения образования, прописанные в Уставе данного образовательного учреждения, но не вправе изменять их без желания обучающихся и их родителей. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность общего образования, получаемого в различных формах (ст.10, п.1) в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5, п.3).
К компетенции образовательного учреждения относятся использование и совершенствование методик образовательного процесса, в том дистанционных образовательных технологий. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (ст. 32, п. 5).
Для обучающихся, осваивающих образовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, существует возможность прохождения в этих учреждениях промежуточной и (или) итоговой аттестации экстерном по отдельным предметам (Положение о получении общего образования в форме экстерната п.1.4.). По сути, это является сочетанием двух форм получения образования: очной и экстернатной. Дистанционные учебные курсы при этом могут быть привлечены следующим образом:
           - в качестве учебных предметов ресурсного центра;
           - в качестве учебных курсов кооперированных с данным общеобразовательным учреждением образовательных структур;
           - в качестве платных дополнительных образовательных услуг.
Образовательное учреждение не вправе отказать обучающемуся в очной форме в сочетании нескольких форм получения образования, если даже экстернат в данном учреждении не предусмотрен. Обучающийся очно включен в контингент образовательного учреждения, и затраты на его обучение, определяемые государственными нормативами затрат на обучение граждан, заложены органами местного самоуправления в области образования в бюджет в части расходов на образование. В этом случае, заявление о прохождении промежуточной и (или) итоговой аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном образовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители) (Положение о получении общего образования в форме экстерната, п.2.1.), указав, по каким предметам нужна аттестация экстерном.
Сочетание разных форм получения образования позволяет реализовывать индивидуальный подход к обучению, предоставляет возможность образовательным учреждениям организовывать учебный процесс на основе индивидуальных учебных планов учащихся, что, в свою очередь, обеспечивает социальные гарантии реализации прав граждан на образование.
Так, в соответствии со ст. 50, п. 4 обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам (ИУП) и на ускоренный курс обучения. В этом случае, обучение граждан по индивидуальным учебным планам регламентируется Уставом данного образовательного учреждения (ст. 50, п. 4), в соответствующих разделах которого необходимо прописать наличие прав учащихся на обучение по ИУП, возможность организации учебного процесса на основе ИУП (в том числе ускоренных курсов обучения), систему оценивания, в том числе порядок оценивания промежуточной аттестации по отдельным предметам ИУП, порядок разработки, утверждения и корректировки ИУП.
Это особенно актуально при организации профильного обучения старшеклассников как в модели внутришкольной профилизации, так и при построении сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций (Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, письмо МО РФ № 14-51-102/13 от 20.04.2004 г.).

В том случае, если образовательное учреждение принимает решение о предоставлении гражданам возможности получать общее образование в форме экстерната, то это решение должно быть согласовано с учредителем, что объясняется необходимостью финансирования процедур промежуточной и (государственной) итоговой аттестации экстернов, и отражено в Уставе учреждения. В соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната, должны быть профинансированы консультации экстернов (в пределах 2-х учебных часов перед каждым экзаменом), проведение экзаменов и проверка экзаменационных работ членами экзаменационной комиссии. Кроме того, экстерн имеет право пользоваться библиотечным фондом общеобразовательного учреждения, посещать лабораторные и практические занятия, принимать участие в олимпиадах, конкурсах и централизованном тестировании (Положение о получении общего образования в форме экстерната, п. 2.5). По желанию экстерна могут проводиться занятия по предметам учебного плана общеобразовательного учреждения в качестве дополнительных платных образовательных услуг, в том числе в форме дистанционных учебных курсов.

В соответствии со ст.14 п.6 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. При этом в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе) – Закон РФ «Об образовании» ст.13 п.1.5-ж. В соответствии со ст. 45 к платным дополнительным образовательным услугам относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Дистанционные учебные курсы также могут быть предложены учащимся общеобразовательных учреждений в качестве платных дополнительных образовательных услуг. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Доходы от предоставляемых платных дополнительных образовательных услуг реинвестируются в данное образовательное учреждение (за вычетом доли учредителя). Данный вид деятельности не относится к предпринимательской и не подлежит налогообложению. Общеобразовательное учреждение при оказании платных дополнительных образовательных услуг должно руководствоваться Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ 5 июля 2001 г. № 505, с изменениями от 1 апреля 2003 г.

Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации работников образования
Гаврилов Н. А. Доклад на Конференции "Телематика 2005" г.СанктПетербург
При внедрении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс требуется создание четкой нормативно правовой модели образовательного учреждения (ОУ) в части создания, внедрения и обучения с помощью ДОТ. В существующей нормативной базе [1-5]определены только основные направления использования дистанционных технологий, которые постоянно корректируются и видоизменяются. В частности, последним документом ,регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс является Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ [2] и устанавливает новые правила[6] Согласно п.3. данного документа “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами” Однако при этом у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь основные:
· учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения (КДО), соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию КДО
· учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО
· учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права
· учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом.
· учет оплаты инновационного труда преподавателя
· методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий
Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент только в рамках локальных нормативных актов внутри ОУ. Пути решения индивидуальны для ОУ , как и форма документа ( положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако в любом случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения ДОТ.
 

 

Hosted by uCoz