Приказы и нормативные документы Минобразования России

ПРОЕКТ
"Создание отраслевой системы сертификации
средств информационных технологий в сфере образования"

 

Настоящий проект “Создания отраслевой системы сертификации средств информационных технологий в сфере образования” (далее — Проект) представляет собой систему положений, определяющих основные цели, задачи, направления, принципы организации работ, а также основные термины и определения в области сертификации.

Проект должен являться основой для разработки подпрограммы в рамках межвузовской научно-технической "Информационные технологии в образовании и науке (1998-2000 годы) И.Т. 630".

1. Основные термины и определения

1.1. Информационная технология (автоматизированная) — совокупность программно-технических средств вычислительной техники, а также приемы, способы и методы их применения при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретной предметной области.

Применительно к сфере образования информационные технологии должны обеспечивать выполнение следующих основных функций:

информатизацию процесса обучения;

создание информационной инфраструктуры управления образованием;

информатизацию процессов управления образованием.

1.2. Сертификация — действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту (международному, национальному, отраслевому) или другому нормативному документу.

1.3. Сертификат соответствия —документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицируемой продукции конкретному стандарту или другому нормативному документу.

1.4. Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию определенного класса продукции по правилам, установленным в этой системе.

Участниками системы сертификации обычно являются:

1.5. Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции с выдачей сертификата, подлежащего регистрации в реестре центрального органа системы.

1.5. Отраслевой орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия информационно-программных средств (ИПС) с выдачей сертификата, подлежащего регистрации в реестре в головном научно-методическом центре по сертификации ИПС в сфере образования и реестрах государственных систем (“РОСИНФОСЕРТ”, Госкомсвязи России и др.).

1.7. Испытательная лаборатория (испытательный центр) — лаборатория (центр), которая производит испытание (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Результаты испытаний представляются в орган по сертификации и могут служить основой для выдачи сертификата соответствия на конкретную продукцию (информационную технологию).

1.8. Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации — процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области (область аккредитации).

Аккредитация подтверждается аттестатом аккредитации и лицензией на право проведения конкретных работ, выдаваемыми аккредитованной организации на определенный срок.

1.9. Отраслевая система сертификации средств информационных технологий в сфере образования (отраслевая система) — предполагает создание в рамках Минобразования России (на базе вузов, научно-исследовательских учреждений, региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий высшей школы) региональной сети испытательных лабораторий и органов сертификации, аккредитованных в различных ведомственных и вневедомственных системах сертификации (Госкомсвязи России, Система РОСИНФОСЕРТ и др.) и обеспечивающих всестороннюю сертификацию используемых в сфере образования средств информационных технологий - телекоммуникации, сетевое оборудование, серверы и персональные компьютеры, мультимедийное и периферийное оборудование, операционные системы, текстовые и графические редакторы, СУБД, инструментальные средства разработки, специализированные средства учебного назначения (обучающие системы, электронные учебники, базы данных, электронные журналы и др.), а также средства обеспечения информационной безопасности.

1.10. Лицензия – официальный документ, предоставляющий право на проведение конкретных видов работ (испытания, сертификация продукции и др.) или применение знака соответствия продукции требованиям нормативных документов, указанных в сертификате на эту продукцию.

1.11. Лицензиар – официальный орган (например орган по сертификации), обладающий правами для выдачи лицензии на определенные виды продукции и работ в соответствии с выделенной ему областью аккредитации.

1.12. Лицензиат – обладатель лицензии на право проведения конкретных видов работ или применения знака соответствия продукции требованиям нормативных документов, указанных в сертификате на продукцию.

Примечание: Приведенные термины и определения сформулированы на основе рекомендаций [9-16] с учетом специфики настоящего Проекта.

2. Правовая и нормативная база сертификации

Правовой базой работ по сертификации средств информационных технологий являются:

Законы Российской Федерации:

В качестве исходной нормативной базы для сертификации средств информационных технологий должны быть использованы следующие национальные и международные стандарты:

ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.
ГОСТР 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения.
ГОСТР ИСО 9126-93. Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и руководящие положения по их применению.
ISO/IEC. 12119:1994. Информационные технологии. Требования к качеству и тестирование.
ОСТ ВШ 01.002-95. Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения.

В рамках Минобразования России и создаваемой отраслевой системы сертификации необходима разработка и введение в действие отраслевых стандартов, системно отражающих основные требования в средствах информационных технологий учебного назначения на всех фазах их жизненного цикла (разработка, испытания, эксплуатация).

При проведении сертификации конкретных видов и элементов средств информационных технологий, входящих в отраслевую систему, органы сертификации и Испытательные лаборатории должны разрабатывать и утверждать (в соответствии с областью аккредитации и принадлежностью к системе сертификации) необходимые нормативные и методические документы.

Имеется тенденция приведения требований национальных стандартов к требованиям международных стандартов (ISO), поэтому при создании отраслевых стандартов и нормативных документов для сертификации средств информационных технологий должны учитываться требования международных стандартов.

3. Предпосылки создания Отраслевой системы сертификации

В качестве предпосылок создания Отраслевой системы сертификации следует принять основные положения следующих Концепций:

Концепции информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: Госкомвуз России, 1993.

Концепции информатизации сферы образования России. (1-я редакция). М.: Минобразования России, 1997. - 38 с.

Перспективный проект информатизации сферы образования России в части сертификации предусматривает (с.31-32) следующие положения:

архитектурная, техническая и программно-информационная совместимость различных информационных технологий может быть обеспечена только путем стандартизации и сертификации программно-технических средств в соответствии с требованиями международных и государственных стандартов. Для этого необходима стандартизация, сертификация и каталогизация средств, процессов и услуг, а также проведение единой технической политики при создании (приобретении) совместимых аппаратных и программных средств, организации взаимодействия и комплектования информационных технологий различного уровня;

создание и поэтапное введение в действие, в рамках реализации концепции информатизации, системы сертификации информационных технологий, обеспечивающей объективную оценку их потребительских свойств и гарантии качества;

основой сертификации должны быть детальные и эффективные методики тестирования и испытаний конкретных информационных технологий, массивы ранее или специально разработанных тестовых задач и генераторы для их формирования, а также квалификация и авторитет испытателей.

Реальным шагом для развития работ по сертификации информационно-программных средств учебного назначения (ИПС УН) является издание приказа Минобразования России от 28.05.97 № 1038 "О назначении головных организаций для разработки и согласованной политики в области сертификации и закрепления функций головного научно-методического центра по сертификации информационно-программных средств учебного назначения". В соответствии с этим приказом в системе Минобразования России назначены две головные организации для разработки согласованной политики в области сертификации ИПС УН для профессионального и общего образования:

Московский государственный технологический университет (МГТУ "Станкин", ректор Соломенцев Ю.М.);

Институт информатизации образования (директор Ваграменко Я.А.).

В целях координации работ в системе Минобразования России создан Головной научно-методический центр по сертификации ИПС УН на базе Московского специализированного центра новых информационных технологий (МСЦ НИТ) МГТУ "Станкин".

В рамках подпрограммы "Развитие системы общего и профессионального образования России на основе современных информационных технологий и региональных ресурсов" в 1997 году МСЦ НИТ проведены работы по направлению "Сертификация информационно-программных средств учебного назначения", позволившие:

заложить основу отраслевой независимой системы сертификации ИПС УН, включая аккредитацию в рамках системы РОСИНФОСЕРТ Органа сертификации (на базе МГТУ "Станкин") и Испытательных лабораторий на базе МСЦ НИТ МГТУ "Станкин", Воронежского областного центра НИТ Воронежского государственного технического университета и Башкирского республиканского центра НИТ Уфимского государственного авиационного технического университета;

подготовить нормативно-правовую основу для проведения испытаний ИПС УН и провести полный цикл сертификации учебного программного средства "Цифровой конструктор";

разработать структуру Отраслевой независимой системы (подсистемы) сертификации ИПС УН (рис.1), ориентированной на аккредитованные Орган сертификации и Испытательные лаборатории;

создать информационный Web-сервер по проблемам сертификации ИПС УН, доступный для широкого круга заинтересованных специалистов и студентов.

4. Цель и задачи проекта”Создание отраслевой системы сертификации средств информационных технологий в сфере образования”

Цель создание в сфере образования (Минобразование России) эффективной отраслевой системы сертификации, способствующей проведению единой политики в области информатизации и обеспечивающей создание и эффективное применение средств информационных технологий в сфере образования, основываясь на системном учете требований стандартов (международных, государственных и отраслевых) и проведении объективной и независимой оценки потребительских свойств отдельных компонентов и информационных технологий как целостной системы на базе региональной сети официально аккредитованных испытательных лабораторий и органов сертификации.

Создаваемая отраслевая система сертификации должна быть ориентирована, главным образом, на добровольную сертификацию, однако, в случае финансирования крупных разработок и закупок из средств госбюджета, создания учебных программных средств массового применения, информационных систем и баз данных отраслевого уровня и т.д., целесообразно проведение обязательной сертификации.

Основными задачами Проекта являются:
разработка и реализация отраслевой политики стандартизации и сертификации образовательных информационных технологий, способствующих эффективности процесса обучения; разработка и внедрение отраслевых стандартов и нормативной базы для системной сертификации средств информационных технологий в сфере образования;

создание региональной сети испытательных лабораторий и органов сертификации с аккредитацией и лицензированием их деятельности в существующих системах сертификации (российских и международных), а также организация Региональных учебно-научных центров, ориентированных на деятельность в области стандартизации, сертификации и консультационных услуг;

целенаправленная подготовка кадров для обеспечения потребностей отраслевой системы сертификации;

развитие межотраслевой базы, включая программно-аппаратные комплексы для проведения испытания и сертификации основных средств информационных технологий;

проведение мониторинга для проведения тестовых испытаний и ведения отраслевого реестра сертифицированных средств информационных технологий, включая ведение распределенных баз данных на Web-серверах и организацию работы в режиме виртуальной корпорации;

привлечение внимания научно-педагогической общественности к проблемам сертификации путем проведения выставок, конференций, круглых столов, научных публикаций и др.

Предложения по реализации Проекта
Реализация предлагаемого проекта в качестве подпрограммы в межвузовскую научно-техническую программу "Информационные технологии в образовании и науке (1998-2000 годы) И.Т.630" позволит реализовать ее выполнение в течение ближайших трех лет.

1-й этап программы (1998г.) должен быть ориентирован на реализацию следующих основных задач:

– аккредитация новых испытательных лабораторий и органов по сертификации;

– организация региональных учебно-научных центров для расширения области сертификации программных и аппаратных средств информационных технологий в сфере образования;

– разработка нормативных документов по испытаниям и проведение сертификации конкретных средств информационных технологий;

– создание материальной базы отраслевой системы сертификации, включая закупку программных и аппаратных средств для тестирования;

– проведение научных конференций и семинаров по проблемам сертификации;

– анализ международных и государственных стандартов в области средств информационных технологий для подготовки концепции создания системы отраслевых стандартов.

Головная организация — Центр информатизации Минобразования России.

Организации-исполнители: МГТУ "Станкин", Воронежский ГТУ; Уфимский ГАТУ и др.

Список использованных источников:

1.      Закон Российской Федерации: "О сертификации продуктов и услуг".

2.      Закон Российской Федерации "О стандартизации".

3.      Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

4.      Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации".

5.      Концепция информатизации сферы образования России (1-я редакция) М.: Минобразование России, 1997.-38с.

6.      ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.

7.      ГОСТР 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения.

8.      ISO 9000:1987. Система качества. Общие руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.

9.      ГОСТ Р ИСО 9126-93. Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и руководящие положения по их применению.

10.  ISO 0025:1983. Общие требования к оценке технической компетентности испытательной лаборатории.

11.  ISO 0049:1984. Руководящие положения по разработке. Руководства по качеству для испытательной лаборатории.

12.  ISO 0054:1984. Общие требования к приемки органов по аккредитации.

13.  ISO/IEC 0055:1984. Руководство. Системы аккредитации испытательных лабораторий. Общие требования к управлению деятельностью.

14.  Угрюмова В.Н., Позднеев Б.М., Васильев В.В. Проблемы и перспективы сертификации программного обеспечения - Сертификация, 1997г., №2 - с.26-28.

15.  Костогрызов А.И., Липаев В.В. Сертификация качества функционирования автоматизированных информационных систем. М.: Вооружение. Политика. Конверсия., 1996г. - 275с., ил.

16.  Оценка качества программных средств учебного назначения. Сборник докладов первого научно-практического семинара. 15-17 ноября 1995г. - Пущино - Госкомвуз России - 1995г.

 

Hosted by uCoz