1.
Дистанционное обучение – технология обучения, при которой целенаправленное
опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и
преподавателя осуществляется на основе информационных технологий прежде всего
с использованием средств телекоммуникаций и телевидения.
2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности
освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ
высшего и среднего профессионального образования (далее - образовательные
программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания
(нахождения).
3. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения
осуществляется образовательным учреждением высшего профессионального
образования (далее – вуз) самостоятельно по любой из предусмотренных
законодательством форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней),
заочной, в форме экстерната или их сочетания.
Вуз может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть
своих территориально обособленных подразделений: филиалов и представительств.
4. Вуз может реализовать одну или несколько образовательных программ с
использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения. По
отдельным профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной
(вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, приказом
Минобразования России может быть введено ограничение на их освоение с
использованием в полном объеме дистанционного обучения.
Образовательная программа может быть признана реализуемой с использованием в
полном объеме дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% полного
объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных
образовательных технологий. При этом для образовательных программ высшего и
среднего профессионального образования посредством дистанционных
образовательных технологий должно реализовываться не менее 80% объема часов
гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных
циклов дисциплин.
5. Лица, поступающие в вуз на обучение по образовательным программам,
реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме
дистанционного обучения, обязаны быть ознакомлены с этим условием под
роспись. В приложении к диплому о полученном образовании выдаваемому таким
лицам указывается : «Образовательная программа освоена посредством
дистанционных образовательных технологий». Соответствующая запись делается в
строке «Завершил(а) обучение в» после записи о форме получения образования.
6. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с
использованием дистанционного обучения, определяются законодательством
Российской Федерации в соответствии с той формой получения образования, на
которую они зачислены.
7. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса
дистанционного обучения используются приобретенные и (или) подготовленные
вузом и тиражируемые им средства дистанционного обучения: электронные
учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные
пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные
практикумы, контрольно-тестирующие комплекты и др.; учебные видеофильмы,
аудиозаписи; иные материалы, предназначенные для передачи по
телекоммуникационным каналам связи.
8. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе
используются методически (дидактически) проработанные информационные базы
знаний и базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный
уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию
соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов
образовательной программы определенного уровня.
База знаний и база данных дистанционного обучения включает в виде электронных
изданий: фонд основной учебной литературы; фонд периодических изданий,
укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки
кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и
местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы
представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю
каждой образовательной программы.
9. При дистанционном обучении вуз обеспечивает каждому обучающемуся
возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному
информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для
освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам знаний и базам данных
дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в вузе,
филиалах, представительствах и индивидуально, вуз приобретает, арендует с
целью эксплуатации средства телекоммуникации.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося
индивидуально, вуз может предоставлять ему эти средства в аренду.
10. При дистанционном обучении вуз осуществляет научную и учебно-методическую
помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с
использованием средств телекоммуникации.
11. Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
осуществляются вузом или традиционными методами, или с использованием
электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих
идентификацию личности.
12. Профессорско-преподавательский состав, осуществляющий дистанционное
обучение, может состоять из педагогических работников вуза, его филиалов,
проживающих в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно
и методически средствами телекоммуникаций и ведущих образовательный процесс в
филиалах и представительствах в сетевом режиме с использованием
телекоммуникационных и иных средств.
13. Вуз может по одной или нескольким реализуемым им образовательным
программам организовать образовательный процесс с использованием в полном
объеме дистанционного обучения в сети территориально обособленных
подразделений. Такой вуз обязан обеспечить единство образовательного процесса
в базовом вузе и в сети его территориально обособленных подразделений.
14. Готовность вуза организовать образовательный процесс с использованием в
полном объеме дистанционного обучения по отдельным образовательным программам
подтверждается приказом Минобразования России по заявлению вуза и после
проверки такой готовности в соответствии со следующими требованиями настоящей
методики:
- наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной
дисциплине;
- наличие специальной корпоративной информационной системы электронного
документооборота;
- наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой
информационно-образовательной среде;
- наличие электронных форм проверки знаний обучающихся.
15. Вуз осуществляет в установленном порядке прием на обучение по
образовательным программам, переводы и выпуск обучающихся.
16. Вуз, осуществляющий образовательный процесс с использованием
дистанционного обучения, имеет право вести учет и архивное хранение
результатов учебного процесса в электронном виде. Документы, требующие
заверения подписью (печатью) физического (юридического) лица, заверяются
цифровой подписью соответствующего лица.
Обязательным является сохранение сведений о промежуточной и итоговой
аттестации на бумажном носителе и личных документов обучающихся.
17. Филиал вуза осуществляет функции вуза или их часть в установленном
порядке.
18. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи
в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и
месту жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации,
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся силами
штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе
учебно-материальной базы представительства.
Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления
образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления,
на территории которых находится представительство.
19. Количество и пропускная способность (скорость) каналов телекоммуникации,
оснащенность учебного процесса специализированным и лабораторным
оборудованием (как собственным, так и арендованным), средствами доставки
знаний обучающимся в вузе, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме
времени или в записи обеспечивать возможность реализации дистанционного
обучения.
20. Вуз может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки студента по
каждому направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих
дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных,
сетевых и других средах.
Все обучающиеся обеспечиваются в вузе (филиале, представительстве) учебными
рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности.
К оснащенным учебным рабочим местам относятся:
места, оснащенные персональными компьютерами, телевизорами для персонального
просмотра видеофильмов;
места в видеопроекционных, телелекционных залах с возможностью коллективного
просмотра теле-, компьютерных программ или видеофильмов, участия в
телеконференциях;
места, оснащенные приборами для тестирования;
места, оснащенные аппаратурой для видеозаписей и их воспроизведения;
иные места, обеспечивающие обучающимся возможность доступа к средствам
дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных занятий вуз
предоставляет обучающимся возможность выполнить эти занятия реально, либо с
применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа) или в
лаборатории удаленного доступа.
22. В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии вуз
должен располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих
проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с
государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места
должны соответствовать требованиям СниПов и СанПиНов.
23. Вуз обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебной и
производственной практики, предусмотренной государственными образовательными
стандартами. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной
технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные практики
обучающиеся проходят, как правило, традиционно. Для обучающихся по
очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения в качестве практики, предусмотренной
учебным планом, может быть зачтена работа на профильных предприятиях, в
учреждениях или иных организациях в объеме часов, предусмотренных
государственными образовательными стандартами, при выполнении контрольных и
иных мероприятий, предусмотренных программой курса учебной дисциплины, и
представлении обучающимися соответствующего отчетного документа с места
работы.
24. Вуз организует обучение: профессиональную переподготовку или повышение
квалификации профессорско-преподавательского состава для преподавания в новой
информационно-образовательной среде, подготовку и повышение квалификации
преподавателей и учебно-вспомогательного персонала для работы с дистанционной
образовательной технологией в филиалах и представительствах, а также контроль
качества такой подготовки. Объём обучения должен составлять не менее 72
часов.
25. Для вуза (филиала), реализующего образовательные программы в полном
объеме в условиях дистанционного обучения, предельная численность контингента
обучающихся указывается в его лицензии с учетом принятой вузом дистанционной
образовательной технологии в порядке, устанавливаемом Минобразованием России.
|