Министерство образования Российской Федерации

Методика

от 01.07.2002 №

МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации

 

1. Дистанционное обучение – технология обучения, при которой целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется на основе информационных технологий прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения.
2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее - образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).
3. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения осуществляется образовательным учреждением высшего профессионального образования (далее – вуз) самостоятельно по любой из предусмотренных законодательством форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната или их сочетания.
Вуз может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть своих территориально обособленных подразделений: филиалов и представительств.
4. Вуз может реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения. По отдельным профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, приказом Минобразования России может быть введено ограничение на их освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
Образовательная программа может быть признана реализуемой с использованием в полном объеме дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% полного объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. При этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования посредством дистанционных образовательных технологий должно реализовываться не менее 80% объема часов гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных циклов дисциплин.
5. Лица, поступающие в вуз на обучение по образовательным программам, реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме дистанционного обучения, обязаны быть ознакомлены с этим условием под роспись. В приложении к диплому о полученном образовании выдаваемому таким лицам указывается : «Образовательная программа освоена посредством дистанционных образовательных технологий». Соответствующая запись делается в строке «Завершил(а) обучение в» после записи о форме получения образования.
6. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционного обучения, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с той формой получения образования, на которую они зачислены.
7. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются приобретенные и (или) подготовленные вузом и тиражируемые им средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты и др.; учебные видеофильмы, аудиозаписи; иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
8. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы знаний и базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов образовательной программы определенного уровня.
База знаний и база данных дистанционного обучения включает в виде электронных изданий: фонд основной учебной литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
9. При дистанционном обучении вуз обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам знаний и базам данных дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в вузе, филиалах, представительствах и индивидуально, вуз приобретает, арендует с целью эксплуатации средства телекоммуникации.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально, вуз может предоставлять ему эти средства в аренду.
10. При дистанционном обучении вуз осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.
11. Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляются вузом или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности.
12. Профессорско-преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из педагогических работников вуза, его филиалов, проживающих в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически средствами телекоммуникаций и ведущих образовательный процесс в филиалах и представительствах в сетевом режиме с использованием телекоммуникационных и иных средств.
13. Вуз может по одной или нескольким реализуемым им образовательным программам организовать образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного обучения в сети территориально обособленных подразделений. Такой вуз обязан обеспечить единство образовательного процесса в базовом вузе и в сети его территориально обособленных подразделений.
14. Готовность вуза организовать образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного обучения по отдельным образовательным программам подтверждается приказом Минобразования России по заявлению вуза и после проверки такой готовности в соответствии со следующими требованиями настоящей методики:
- наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине;
- наличие специальной корпоративной информационной системы электронного документооборота;
- наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде;
- наличие электронных форм проверки знаний обучающихся.
15. Вуз осуществляет в установленном порядке прием на обучение по образовательным программам, переводы и выпуск обучающихся.
16. Вуз, осуществляющий образовательный процесс с использованием дистанционного обучения, имеет право вести учет и архивное хранение результатов учебного процесса в электронном виде. Документы, требующие заверения подписью (печатью) физического (юридического) лица, заверяются цифровой подписью соответствующего лица.
Обязательным является сохранение сведений о промежуточной и итоговой аттестации на бумажном носителе и личных документов обучающихся.
17. Филиал вуза осуществляет функции вуза или их часть в установленном порядке.
18. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и месту жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся силами штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства.
Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых находится представительство.
19. Количество и пропускная способность (скорость) каналов телекоммуникации, оснащенность учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в вузе, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме времени или в записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.
20. Вуз может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки студента по каждому направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.
Все обучающиеся обеспечиваются в вузе (филиале, представительстве) учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности.
К оснащенным учебным рабочим местам относятся:
места, оснащенные персональными компьютерами, телевизорами для персонального просмотра видеофильмов;
места в видеопроекционных, телелекционных залах с возможностью коллективного просмотра теле-, компьютерных программ или видеофильмов, участия в телеконференциях;
места, оснащенные приборами для тестирования;
места, оснащенные аппаратурой для видеозаписей и их воспроизведения;
иные места, обеспечивающие обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных занятий вуз предоставляет обучающимся возможность выполнить эти занятия реально, либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа) или в лаборатории удаленного доступа.
22. В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии вуз должен располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать требованиям СниПов и СанПиНов.
23. Вуз обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебной и производственной практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные практики обучающиеся проходят, как правило, традиционно. Для обучающихся по очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения в качестве практики, предусмотренной учебным планом, может быть зачтена работа на профильных предприятиях, в учреждениях или иных организациях в объеме часов, предусмотренных государственными образовательными стандартами, при выполнении контрольных и иных мероприятий, предусмотренных программой курса учебной дисциплины, и представлении обучающимися соответствующего отчетного документа с места работы.
24. Вуз организует обучение: профессиональную переподготовку или повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для преподавания в новой информационно-образовательной среде, подготовку и повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах, а также контроль качества такой подготовки. Объём обучения должен составлять не менее 72 часов.
25. Для вуза (филиала), реализующего образовательные программы в полном объеме в условиях дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся указывается в его лицензии с учетом принятой вузом дистанционной образовательной технологии в порядке, устанавливаемом Минобразованием России.

 

Hosted by uCoz