Н.А. Гаврилов
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Общий анализ организации ДО в образовательных учреждениях
по-зволяет делать вывод о следующем комплексе систем и подсистем, необ-ходимых
для полноценного функционирования всей системы ДО в ВУЗе [2], [11].
Иерархически систему ДО образовательного учреждения (ОУ) можно представить
следующим образом.
Процесс обучения, являющийся слаженным функционированием
всех подсистем осуществляется посредством тьюторов и преподавателей. Фор-мы
обучения, как правило, являются смешанными и реализуются в виде
кейс-технологий, сетевых технологий и очного общения преподавателя и слушателя.
Каждая из подсистем имеет базовую часть, которая основыва-ется на технических
ресурсах, кадрах и научных разработках, которые су-ществуют в ОУ, инвариантную
часть, которая базируется на существую-щих нормативных требованиях и ГОСТах и
не может быть предметом вы-бора, и вариативную часть, которая зависит от
множества факторов, тре-бующих тщательного анализа и систематизации. Именно
вариативная часть подсистем ОУ и является объектом моделирования при построении
системы ДО ОУ.
При выборе ДО в ОУ необходимо прежде всего определить
техноло-гию, которая будет базой для внедрения ДО в образовательный процесс. На
данный момент официально определено три вида технологий ДО [5].
Кейс-технология, Интернет-технология и телекоммуникационная тех¬но¬логия. Выбор
технологии зависит от технического оснащения и состоя-ния коммуникаций как со
стороны ОУ, так и со стороны обучаемых.
В зависимости от вида технологии, а также от уровня
технического обеспечения осуществляется выбор ПО (программного обеспечения) для
функционирования системы ДО.
Выбор ПО(программного обеспечения)
Прежде чем организовать процесс обучения в дистанционной
форме, образовательное учреждение должно решить серьезную задачу –
сформи-ровать пакет программного обеспечения, дидактических материалов,
ин-формационную базу, которые станут основой для реализации дистанцион-ной
формы обучения.
Это – самая дорогостоящая и трудоемкая задача.
Первым моментом решения задачи является выбор
программного обеспечения для функционирования системы ДО. Решение этой задачи,
как правило, реализуется тремя способами [4]:
1) использованием информационной базы и програмного
обеспечения других учреждений образования на договорной основе либо закупкой
го-тового пакета ПО (программного обеспечения) у коммерческих фирм;
2) внедрением собственной разработки;
3) модернизацией существующего ПО.
Все три варианта имеют свои преимущества и недостатки.
Как прави-ло, ИПК (институт повышения квалификации) не имеет достаточных
фи-нансовых средств на покупку дорогостоящего лицензионного ПО с про-граммными
оболочками систем дистанционного обучения. Стоимость по-добных оболочек
оценивается от 100 000 $. Но даже в случае его приобре-тения требуется
постоянное обновление ПО, его поддержка и администри-рование, которые, порой
требуют не меньших затрат чем сама покупка. Причем учреждение ставится в полную
зависимость от поставщика ПО и при изменении требований к процессу обучения
возникает проблема изме-нения и адаптирования ПО к конкретным задачам, что не
всегда возможно.
Модернизация существующего ПО имеет те же недостатки и к
тому же требует штата высококвалифицированных специалистов в области
про-граммирования.
Немаловажной задачей является выбор языка
программирования, на котором будет реализован пакет ПО. Подробный анализ языков
про-граммирования, используемых для создания КДО, приведен в [9]. Однако общим
для всех языков должно быть требование бесконфликтной реализа-ции продукта в
WEB-приложениях, а также условие открытой документа-ции создаваемого ПО [10]. В
свою очередь, сложность представленной раз-работки зависит от степени
структурирования учебного материала.
Внедрение собственной разработки требует в
образовательном учре-ждении создания собственной структуры ,обеспечивающей
разработку по-добного ПО.
На практике подобная структура может быть реализована как
в виде целого института дистанционного обучения в рамках Университета [6] так и
в виде координаторов-преподавателей, занимающихся ДО в рамках от-дельного
проекта внутри ОУ [7].
Выбор структуры зависит от:
- выбора подхода к созданию электронных курсов ДО (КДО);
- объема образовательной программы, реализуемой
дистанцион-ным способом.
Подход к созданию курсов ДО условно может быть
подразделен на:
индивидуальный – преподаватели самостоятельно создают КДО
и внедряют в образовательный процесс;
командный – в процесс создания КДО вовлекается команда
различ-ных специалистов (носители знаний и технические специалисты) [8];
Определение объема образовательной программы в части ДО.
Объем образовательной программы, реализуемый в
дистанционной форме условно можно подразделить следующим образом:
• фрагментарное применение ДО в отдельных дисциплинах;
• до 70% объема образовательной программы в отдельных
дисципли-не;
• свыше 70% объема образовательной программы в отдельной
дис-циплине;
• до 70 % объема образовательной программы во всех
дисциплинах;
• свыше 70 % объема образовательной программы во всех
дисципли-нах.
Пороговое значение 70% определено нормативной базой [5].
Выбор типа модели обучения с помощью ДО.
Существуют два типа моделей организации обучения с
использовани-ем дистанционных технологий:
Одноуровневая модель – обучение слушателей посредством
комму-никаций из единого центра – образовательного учреждения (ОУ).
Двухуровневая модель – создание ОУ собственных филиалов и
пред-ставительств, через которые реализуется процесс ДО.
После выбора типа модели следует выбрать вид модели.
Существуют следующие виды моделей организации учебного
процес-са [2]:
Консультационная модель:
• модель корреспонденции (переписки);
• модель регулируемого самообучения;
• радиотелевизионная модель;
• сетевая модель;
• МОДЕЛЬ с использованием мобильного портативного
компьютера.
Таким образом, определяется круг основных параметров, по
которым определяется структура модели внедрения ДО в ОУ. Следует заметить, что
имеется масса других параметров, которые также необходимо учитывать при выборе
модели, однако вышеперечисленные параметры можно считать основными.
На основании данного алгоритма в ПОИПКРО (Пермский
областной региональный институт повышения квалификации работников образова-ния)
была определена модель организации ДО: в качестве основной техно-логии выбрана
кейс-технология, ПО собственной разработки. Базовый язык программирования для
создания КДО – java-script, командно-ин¬ди¬видуальный подход, вид модели –
двухступенчатая, доля образователь-ной программы – до 70% с охватом всех
дисциплин. На основании данной модели простроена единая схема организации ДО,
нормативного, админи-стративного и материально-технического обеспечения. Модель
не является статичной и может изменяться по мере изменения отдельных
параметров.
Список литературы
1. Приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О
создании Объе-диненного проекта по разработке нормативно-правовых документов и
отраслевых стандартов дистанционного обучения".
2. Андреев А.А. "Дидактические основы дистанционного
обучения в высших учебных заведениях": Диссертация на соискание ученой
сте-пени доктора педагогических наук.
3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей
щколе. – М.: ВШ, 1974. – 384 с.
4. Носуленко А.В. "Моделирование деятельности
учебного учреждения как первый этап корпоративной информационной системы //
Открытое образование. № 1(42). 2004. С. 38-46.
5. Методика применения дистанционных образовательных
технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования Российской Федерации Приказ Ми-нобразования РФ №4452
от 18.12.2002.
6. Ержанов Н.Т., Шегай И.Н. Развитие дистанционного
образования в Ка-рагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова //
От-крытое образование. № 4(45). 2004 г. С. 89-93.
7. Pretti j. Learning about on-line learnes: The design
of two studies // Техно-логии дистанционного образования в сфере управления
бизнесом:
Материалы региональной конференции Екатеринбург 13-14
сентября 1999 г. – Урал.ун-тет, 1999. С. 41-54.
8. Бусыгина Н.Г. Командный подход к производству курсов
дистанцион-ного обучения // Технологии дистанционного образования в сфере
управления бизнесом: Материалы региональной конференции Екате-ринбург 29-30 мая
2000. – Урал.ун-тет, 2000. С. 95-107.
9. Технологии дистанционного образования в сфере
управления бизне-сом: Материалы региональной конференции Екатеринбург 29-30 мая
2000. – Урал.ун-тет, 2000. С. 95.
10. А.А. Шалыто Новые инициативы в программировании.
Движение за открытую проектную документацию // Открытое образование. № 6. 2003.
С. 69-76.
11. Ткачев С.М., Татьянченко Д.В. Система дистанционного
образования высшего учебного заведения: структура и принципы формирования //
Открытое образование. № 3(44). 2004 г. С. 81-86.