Н.А. Гаврилов

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ


Общий анализ организации ДО в образовательных учреждениях по-зволяет делать вывод о следующем комплексе систем и подсистем, необ-ходимых для полноценного функционирования всей системы ДО в ВУЗе [2], [11]. Иерархически систему ДО образовательного учреждения (ОУ) можно представить следующим образом.

Процесс обучения, являющийся слаженным функционированием всех подсистем осуществляется посредством тьюторов и преподавателей. Фор-мы обучения, как правило, являются смешанными и реализуются в виде кейс-технологий, сетевых технологий и очного общения преподавателя и слушателя. Каждая из подсистем имеет базовую часть, которая основыва-ется на технических ресурсах, кадрах и научных разработках, которые су-ществуют в ОУ, инвариантную часть, которая базируется на существую-щих нормативных требованиях и ГОСТах и не может быть предметом вы-бора, и вариативную часть, которая зависит от множества факторов, тре-бующих тщательного анализа и систематизации. Именно вариативная часть подсистем ОУ и является объектом моделирования при построении системы ДО ОУ.

При выборе ДО в ОУ необходимо прежде всего определить техноло-гию, которая будет базой для внедрения ДО в образовательный процесс. На данный момент официально определено три вида технологий ДО [5]. Кейс-технология, Интернет-технология и телекоммуникационная тех¬но¬логия. Выбор технологии зависит от технического оснащения и состоя-ния коммуникаций как со стороны ОУ, так и со стороны обучаемых.

В зависимости от вида технологии, а также от уровня технического обеспечения осуществляется выбор ПО (программного обеспечения) для функционирования системы ДО.
Выбор ПО(программного обеспечения)

Прежде чем организовать процесс обучения в дистанционной форме, образовательное учреждение должно решить серьезную задачу – сформи-ровать пакет программного обеспечения, дидактических материалов, ин-формационную базу, которые станут основой для реализации дистанцион-ной формы обучения.
Это – самая дорогостоящая и трудоемкая задача.

Первым моментом решения задачи является выбор программного обеспечения для функционирования системы ДО. Решение этой задачи, как правило, реализуется тремя способами [4]:

1) использованием информационной базы и програмного обеспечения других учреждений образования на договорной основе либо закупкой го-тового пакета ПО (программного обеспечения) у коммерческих фирм;

2) внедрением собственной разработки;

3) модернизацией существующего ПО.
Все три варианта имеют свои преимущества и недостатки. Как прави-ло, ИПК (институт повышения квалификации) не имеет достаточных фи-нансовых средств на покупку дорогостоящего лицензионного ПО с про-граммными оболочками систем дистанционного обучения. Стоимость по-добных оболочек оценивается от 100 000 $. Но даже в случае его приобре-тения требуется постоянное обновление ПО, его поддержка и администри-рование, которые, порой требуют не меньших затрат чем сама покупка. Причем учреждение ставится в полную зависимость от поставщика ПО и при изменении требований к процессу обучения возникает проблема изме-нения и адаптирования ПО к конкретным задачам, что не всегда возможно.

Модернизация существующего ПО имеет те же недостатки и к тому же требует штата высококвалифицированных специалистов в области про-граммирования.

Немаловажной задачей является выбор языка программирования, на котором будет реализован пакет ПО. Подробный анализ языков про-граммирования, используемых для создания КДО, приведен в [9]. Однако общим для всех языков должно быть требование бесконфликтной реализа-ции продукта в WEB-приложениях, а также условие открытой документа-ции создаваемого ПО [10]. В свою очередь, сложность представленной раз-работки зависит от степени структурирования учебного материала.

Внедрение собственной разработки требует в образовательном учре-ждении создания собственной структуры ,обеспечивающей разработку по-добного ПО.

На практике подобная структура может быть реализована как в виде целого института дистанционного обучения в рамках Университета [6] так и в виде координаторов-преподавателей, занимающихся ДО в рамках от-дельного проекта внутри ОУ [7].

Выбор структуры зависит от:

- выбора подхода к созданию электронных курсов ДО (КДО);
- объема образовательной программы, реализуемой дистанцион-ным способом.

Подход к созданию курсов ДО условно может быть подразделен на:
индивидуальный – преподаватели самостоятельно создают КДО и внедряют в образовательный процесс;

командный – в процесс создания КДО вовлекается команда различ-ных специалистов (носители знаний и технические специалисты) [8];
Определение объема образовательной программы в части ДО.

Объем образовательной программы, реализуемый в дистанционной форме условно можно подразделить следующим образом:

• фрагментарное применение ДО в отдельных дисциплинах;
• до 70% объема образовательной программы в отдельных дисципли-не;
• свыше 70% объема образовательной программы в отдельной дис-циплине;
• до 70 % объема образовательной программы во всех дисциплинах;
• свыше 70 % объема образовательной программы во всех дисципли-нах.

Пороговое значение 70% определено нормативной базой [5].

Выбор типа модели обучения с помощью ДО.

Существуют два типа моделей организации обучения с использовани-ем дистанционных технологий:

Одноуровневая модель – обучение слушателей посредством комму-никаций из единого центра – образовательного учреждения (ОУ).

Двухуровневая модель – создание ОУ собственных филиалов и пред-ставительств, через которые реализуется процесс ДО.
После выбора типа модели следует выбрать вид модели.

Существуют следующие виды моделей организации учебного процес-са [2]:

Консультационная модель:

• модель корреспонденции (переписки);
• модель регулируемого самообучения;
• радиотелевизионная модель;
• сетевая модель;
• МОДЕЛЬ с использованием мобильного портативного компьютера.

Таким образом, определяется круг основных параметров, по которым определяется структура модели внедрения ДО в ОУ. Следует заметить, что имеется масса других параметров, которые также необходимо учитывать при выборе модели, однако вышеперечисленные параметры можно считать основными.

На основании данного алгоритма в ПОИПКРО (Пермский областной региональный институт повышения квалификации работников образова-ния) была определена модель организации ДО: в качестве основной техно-логии выбрана кейс-технология, ПО собственной разработки. Базовый язык программирования для создания КДО – java-script, командно-ин¬ди¬видуальный подход, вид модели – двухступенчатая, доля образователь-ной программы – до 70% с охватом всех дисциплин. На основании данной модели простроена единая схема организации ДО, нормативного, админи-стративного и материально-технического обеспечения. Модель не является статичной и может изменяться по мере изменения отдельных параметров.

Список литературы

1. Приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объе-диненного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения".
2. Андреев А.А. "Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях": Диссертация на соискание ученой сте-пени доктора педагогических наук.
3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей щколе. – М.: ВШ, 1974. – 384 с.
4. Носуленко А.В. "Моделирование деятельности учебного учреждения как первый этап корпоративной информационной системы // Открытое образование. № 1(42). 2004. С. 38-46.
5. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации Приказ Ми-нобразования РФ №4452 от 18.12.2002.
6. Ержанов Н.Т., Шегай И.Н. Развитие дистанционного образования в Ка-рагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова // От-крытое образование. № 4(45). 2004 г. С. 89-93.
7. Pretti j. Learning about on-line learnes: The design of two studies // Техно-логии дистанционного образования в сфере управления бизнесом:
Материалы региональной конференции Екатеринбург 13-14 сентября 1999 г. – Урал.ун-тет, 1999. С. 41-54.
8. Бусыгина Н.Г. Командный подход к производству курсов дистанцион-ного обучения // Технологии дистанционного образования в сфере управления бизнесом: Материалы региональной конференции Екате-ринбург 29-30 мая 2000. – Урал.ун-тет, 2000. С. 95-107.
9. Технологии дистанционного образования в сфере управления бизне-сом: Материалы региональной конференции Екатеринбург 29-30 мая 2000. – Урал.ун-тет, 2000. С. 95.
10. А.А. Шалыто Новые инициативы в программировании. Движение за открытую проектную документацию // Открытое образование. № 6. 2003. С. 69-76.
11. Ткачев С.М., Татьянченко Д.В. Система дистанционного образования высшего учебного заведения: структура и принципы формирования // Открытое образование. № 3(44). 2004 г. С. 81-86.

Hosted by uCoz