8.5.3. Диаграммы структурирования

 

       При составлении структуры  курса  удобно ввести диаграммы, которые отражают связи между СУ. Каждому  принципу структурирования   соответствует свой тип диаграмм.

Диаграмма строится следующим образом: структурные узлы обозначаются точками. Связи между ними – линиями. В центре  ( в начале) всегда находится основной  структурный узел. Данные диаграммы будем называть S-диаграммы, или диаграммы структурирования.

 

Типы диаграмм:

 

 Принцип кругового наслоения:                                 Принцип расширения

      

 

                                                                    

 

 

 Принцип последовательных ступеней

 

 

  Построение диаграмм необходимо для того, чтобы наглядно представить характер структурирования знаний, а с другой стороны – выявить недостатки структурирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 8.5.4. Анализ диаграмм структурирования

 

Примеры неправильного структурирования на основе анализа S-диаграмм

 

 

 

 

 

примеры:    Достаточно ярким примером  структурирования знаний по принципу последовательных ступеней может служить любая инструкция, или правило так как инструкция – по определению предусматривает однозначность действия и связи между СУ являются жесткими. 

Инструкция по  включению  автомобиля

Пример правильного структурирования: рис 4

  1. Проверить рычаг переключения скоростей. Поставить на нейтральную скорость( СУ А1)
  2. Вставить ключ зажигания, повернуть его (СУ А2)
  3. Отпустить ключ зажигания  (СУ А3)

 При условии исправности машины такая последовательность действий приведет к тому, что машина  заведется.  СУ категории А диаграммы  на рис.4

Пример неправильного структурирования рис 6.

  1. Проверить рычаг переключения скоростей. Поставить на нейтральную скорость (СУ А1)
  2. Проверить уровень масла в двигателе (А2)
  3. Проверить наличие запаски в багажнике (А3)

4. Вставить ключ зажигания, повернуть его СУ (А4)

5. Отпустить ключ зажигания (СУ А5)

  Очевидно, перед нами  пример неправильного структурирования   так как  сами по себе узлы А2 и А3 также являются  необходимыми  атрибутами при работе с машиной, однако их следует отнести к категории В, как СУ, не находящиеся на ближайшем расстоянии от такого СУ, как ВКЛЮЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ . Данные ошибки структурирования становятся сразу видны на диаграммах.

   Применение S-диаграмм в структурировании областей знаний позволяет   определить правильность выбранного типа структурирования  и наглядно представить  структурные связи между структурными узлами и категориями области знаний.

 

 8.5.5. Обратные диаграммы структурирования

 

   При анализе структуры знаний и построении диаграмм изначально мы исходили из того, что необходимо построить некоторую область знаний – написать инструкцию, построить законченный  курс по предмету и т.д.. Для того, чтобы это сделать, необходимо использовать правила структурирования: создать кубики ( структурные узлы) из которых ,как  в детском конструкторе, можно собирать структурированную ОЗ и  одним из конечных элементов проверки правильности структурирования может служить диаграмма.

    Однако, вполне возможен и обратный процесс. Если имеется некоторый  непроструктурированный текст ( либо  область знаний) ,можно произвести выделение в нем  структурных узлов и построение диаграммы, на основе которой обратным порядком выделяется  уже существующая структура  области знаний. Как правило, выявленная структура будет носить характер смешанного типа структурирования

 

Пример обратного структурирования. Анализ Областей знаний:              п

    1. В пространстве классов   

 В качестве примера мы взяли текст из  кулинарных рецептов

 Поскольку наша цель – структурирование уже готового материала,то сам роцесс структурирования начинаем с третьего этапа   рекомендаций ( 7.1). Выделяем Основное понятие, то – Груша в кулинарии,четвертый  этап – выделяем структурные узлы. Назначаем им  текущие имена в соответствии с назначенными категориями ( гл 8.5. – принцип формализации)

     После яблони ( В1) груша является наиболее известным фруктовым (А1) деревом (А2) на земном шаре.(А3) Груши(В2) используются во множестве рецептов(D7)блюд(C3), почти, как яблоки: с ними пекут, из них делают  компоты(E1) и варенья(E2), соусы  к мясу( E3), салаты(E4). Один из самых классических десертов(E5) из груш:"Пьяные груши(F1). Эти фрукты часто подают к птице, например, к куропаткам и фазанам, запеченным или даже тушеным. Из специй к грушам лучше всего подходит корица.(F1)

    Плоды груш содержат довольно много сахаров, немного кислот, а также пектин, клетчатку, дубильные вещества. Как и во многих фруктах, в грушах достаточно калия, особенно в (D1)зимних сортах.

   Лучше покупать слегка (D2) недозрелые груши и дать им дозреть дома. Однако, (D3)переспелая груша обладает слегка неприятным вкусом и рыхлой мякотью. Слегка недозрелая груша имеет хрустящую мякоть и в сочетании с сыром из нее получается прекрасная закуска: попробуйте такое оригинальное блюдо: горячие груши с сыром или простую закуску из груш с сыром и орехами.

    Как и яблоки, (D4)порезанные груши быстро окисляются и становятся коричневыми. Чтобы предотвратить процесс, нужно смазать срез лимонным соком, но не замачивайте их в воде, так как из-за этого груши потеряют весь свой аромат.

    Помните, что (D5)сушеные груши - прекрасная легкая закуска в середине дня, а (D6)консервированные груши всегда стоит держать в шкафу.

 

Гратин с грушами и малиной
Очистить от кожуры, семян и мелко порезать 4 груши. Положить на дно 4х керамических формочек, добавить 110 гр свежей малины. Соединить 4 яичных желтка, 110 гр сахара и 100 мл хереса в кастрюле, поставить на огонь и постоянно взбивать венчиком, пока смесь не станет похожа на мусс. Разделить смесь по формочкам и поставить под гриль на несколько минут до коричневого цвета.

http://kuking.net/13_24.htm Рецепты хорошего отдыха « От Андрея Макаревича»

 

    Следуя правилам структурирования, строим таблицу  дерева  понятий ОЗ ( гл 8.10) В таблице назначаем постоянные имена, отражающие структуру связей ( гл 8.5)

 

Постоянное

 

Имя СУ

 Основное понятие Пространство Знаний

 Груша  в кулинарии

Текущее имя СУ

 

Главы и

параграфы

в текстовом

варианте

A1

  Фрукты

 А1

 

 

A2

Деревья

А2

 

 

A3

Земной шар

А3

 

 

АВ1

Яблони

В1

 

 

АВ2

Груши

В2

 

 

АВ2C1

Сорта груш

C1

 

 

АВ2C2

Состояния груш

С2

 

 

АВ2C3

Блюда из груш

C3

 

 

АB2C1D1

Зимние сорта груш

D1

 

 

АB2C2D2

Недозрелая груша

D2

 

 

АB2C2D3

Переспелая груша

D3

 

 

АB2C2D4

Порезанные груши

D4

 

 

АB2C2D5

Сушеная груша

D5

 

 

АB2C2D6

Консервированная груша

D6

 

 

АВ2C3D7

 Рецепты блюд

D7

 

 

АB2C3E1

Компоты

E1

 

 

АB2C3E2

Варенья

E2

 

 

АB2C3E3

Соусы к мясу

E3

 

 

АB2C3E4

Салаты

E4

 

 

АB2C3E5

Десерты

E5

 

 

 

 

 

 

 

 АВ2C3D7E5F1

Пьяная груша

F1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее, строим диаграмму структурирования на основе  существующей таблицы.

 

 


                    Зона 1

D2

 
Овал: C1Груша

                  A1   A2  A3

 


Овал: B2Овал: C2

D3

 
                                                B1    B2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                      

 

 

 

 

 

  По данyой схеме можно наглядно представить себе характер структурирования данного текста

-         Зона 1 – Принцип последовательных ступеней

-         Зона 2 – Принцип кругового наслоения

-         Зона 3 – Принцип расширения.

 Таким образом, данный текст представляет собой  смешанную схему

    Далее будет представлена общая схема структурирования данного текста,исходя из принципов структурирования. В наши задачи при анализе структуры теста входило только составление формальной схемы того текста, который нам предоставлен,без всяких исправлений .

                       

2 . В пространстве объектов

 

 Теперь проструктурируем данный  текст в пространстве  объектов. Вданном пространстве будет совершенно иная формализация структурных узлов,поэтому  текст придется скопировать заново и ввести новые текущие и постоянные имена СУ.

 

     После яблони ( В1) груша является наиболее известным (A1)фруктовым  деревом  на земном шаре.   (A2) Плод Груши используются во множестве  рецептов (А3)блюд, почти, как яблоки: с ними пекут, из них делают  компоты() и варенья(), соусы  к мясу(), салаты(). Один из самых классических десертов() из груш:"Пьяные груши(). Эти фрукты часто подают к птице, например, к куропаткам и фазанам, запеченным или даже тушеным. Из специй к грушам лучше всего подходит корица.()

    Плоды груш содержат довольно много сахаров(C1), немного кислот, а также (C2)пектин, клетчатку(C3), дубильные вещества(C4). Как и во многих фруктах, в грушах достаточно калия, особенно в зимних сортах.

   Лучше покупать слегка недозрелые груши и дать им дозреть дома. Однако, переспелая груша обладает слегка неприятным вкусом и рыхлой мякотью. Слегка недозрелая груша имеет хрустящую мякоть(B1) и в сочетании с сыром из нее получается прекрасная закуска: попробуйте такое оригинальное блюдо  (B4) горячие груши с сыром или простую закуску из(B5) груш с сыром и орехами.

    Как и яблоки, ()порезанные груши быстро окисляются и становятся коричневыми. Чтобы предотвратить процесс, нужно смазать срез лимонным соком, но не замачивайте их в воде, так как из-за этого груши потеряют весь свой аромат.

    Помните, что сушеные груши - прекрасная легкая закуска в середине дня, а консервированные груши всегда стоит держать в шкафу.

 

 

(B6) Гратин с грушами и малиной
Очистить от кожуры(
B2), семян (B3) и мелко порезать 4 груши. Положить на дно 4х керамических формочек, (C5)добавить 110 гр свежей малины.(C6) Соединить 4 яичных желтка,(C7) 110 гр сахара и (C8)100 мл хереса в кастрюле, поставить на огонь и постоянно взбивать венчиком, пока смесь не станет похожа на мусс. Разделить смесь по формочкам и поставить под гриль на несколько минут до коричневого цвета.

 

 

Постоянное

 

Имя СУ

 Основное понятие Пространства Знаний

 Груша  в кулинарии

Текущее имя СУ

 

Главы и

параграфы

в текстовом

варианте

A1

  Фруктовые деревья

 А1

 

 

A2

Плоды груши

А2

 

 

A3

Блюда

А3

 

 

А2В1

Мякоть

В1

 

 

А2В2

Кожура

В2

 

 

А2В3

Семена

B3

 

 

A3B4

Горячие груши с сыром

B4

 

 

A3B5

Груши с сыром и орехами

B5

 

 

A3B6

Гратин с грушами

B6

 

 

 А2В1C1

 Сахар

C1

 

 

 А2В1C2

 Пектин

С2

 

 

 А2В1C3

 Клетчатка

C3

 

 

 А2В1C4

Дубильные вещества

С4

 

 

 A3B6C5

 Свежая малина

C5

 

 

 A3B6C6

Яичные желтки

C6

 

 

 A3B6C7

 Сахар

C7

 

 

 A3B6C8

Херес

C8

 

 

 

 

Далее, строим диаграмму структурирования на основе  существующей таблицы.

 

 

 



  На данной схеме можно видеть яркий пример структурирования по принципу последовательных ступеней. Конечно, диаграмме не хватает некоторой завершенности, но, как  уже было сказано, построение диаграммы на основе готового текста не структурирует область знаний, а выявляет имеющуюся структуру.

 В дальнейшем на примере данного материала будет показано, каким образом необходимо проструктурировать ОЗ, чтобы получить завершенную картину

 

Hosted by uCoz